Памятные даты. Воронежский край
- 20 мая – 190 лет (20.05.1834)
- назад родился Бунин Николай Гpигоpьевич (8(20).05.1834–5(18).10.1902), писатель.
- 21 мая – 100 лет (21.05.1924)
- назад родился Васильев Борис Львович (21.05.1924–11.03.2013), прозаик, драматург,
- 23 мая – 160 лет (23.05.1864)
- назад родилась Войнич Этель Лилиан (11(23).05.1864–28.07.1960), английский прозаик, переводчица.
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Межрегиональный вебинар «Творческая лаборатория “Гений места”...» (30 мая 2024 г.)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (по 18 августа 2024 г.)
- Литературный марафон «Читая Пушкина…» (с 18 марта по 30 июня 2024 года)
- В Воронеже открыт Региональный центр консервации и реставрации библиотечных фондов
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Николай Петрович Вагнер «Сказки Кота-Мурлыки»
«Сказки Кота-Мурлыки» – 150 лет (1872)
Николай Петрович Вагнер (1829–1907) – талантливый русский учёный-зоолог, преподаватель, писатель. Автор 63 книг. Научная деятельность не мешала молодому учёному заниматься ещё одним любимым делом – написанием сказок. Под псевдонимом Кот-Мурлыка выходили в свет не только сказки, но и серьёзные произведения – рассказы, повести и романы, составившие собрание сочинений в семи томах. Повести «Впотьмах» и «Ольд-Дикс» опередили научную мысль и технический прогресс – в них читатель узнаёт о фрейдизме, газовом хроматографе, компьютере, даже полётах в космос. Из известных произведений можно выделить: «Сфинкс», «Чухлашка», «Из детства Литы», «Девочка Лида», «Иринкино счастье», «Новый год».
Но писательское признание Вагнер Николай Петрович получил благодаря сборнику «Сказки Кота-Мурлыки». Литературный талант, который он проявил в нём, признали даже злейшие его критики. Это было удивительно – солидный учёный, профессор зоологии, перу которого принадлежали до сих пор только научные работы и научно-популярные статьи, начал вдруг писать… сказки. И не какие-нибудь незатейливые небылицы – он отважился стать соперником самого Ганса Христиана Андерсена. «Сказки Кота-Мурлыки» были написаны после прочтения «Полного собрания сказок» знаменитого датчанина в середине 60-х годов. Вагнер заинтересовался произведениями и задался вопросом: «А смогу ли я написать так же или у меня будет лучше?». В течение трёх лет он создал около дюжины сказок, которые и составили первое издание.
Оно было опубликовано в 1872 году в издательстве «Общества переводчиц» Стасовой и Трубниковой. Кстати, этим же «Обществом…» в середине 1860-х были изданы «Сказки и истории» Ганса Христиана Андерсена. В книге Вагнера не было иллюстраций, как говорил он сам, «только буквицы». Это были скорее философские притчи, которые будоражили мысли и ум читателя, помогали понять глубочайший смысл, так ненавязчиво и умело преподнесённый автором. Каждую книгу открывал эпиграф: «Буди сознание в человеке, пусть к лучшей жизни он идёт!». Сказки Вагнера были высоко оценены критикой.
До 1913 года книга выдержала 9 переизданий, причём состав не был постоянным. Скорее всего, по цензурным соображениям часть сказок первого издания была исключена из второго. «Детские» и «взрослые» сказки смешивались. «Телепень», «Любовь великая», «Царевна Мелина» и другие выходили отдельными изданиями вплоть до революции. В советское время имя Вагнера было забыто. В 1922 году, когда отмечали 50-летие первого издания «Сказок Кота-Мурлыки», писатель Николай Николаевич Бахтин напомнил о незаслуженно забытом авторе, уже при жизни заслужившем славу «русского Андерсена»: «Пора воздать ему должное, пора признать его классиком русской детской литературы».
В 1923 году сказки вышли десятым изданием, под редакцией Тумской, 7-тысячным тиражом, и затем долгое время не переиздавались. Своеобразное «возрождение» Кота-Мурлыки произошло в начале 1990-х. Вновь «Сказки» вышли в свет в 1991 – в год распада Советского Союза. Позднее они издавались вновь, хотя и не такими тиражами. Несколько поколений русских детей выросло на этих сказках, среди них – Александр Блок и Александр Грин. Последний вспоминал, какое неизгладимое впечатление произвели на него в детстве сказки Кота-Мурлыки. Они стали источником возвышенного для его романтической души.
Герой Вагнера Кот-Мурлыка – старый и весьма почтенный Кот, но, к сожалению, полный всяких противоречий. Он любил науку и терпеть не мог учёных. Любил искусство и ненавидел искусников, которые всю свою жизнь пели фальшивые ноты. Кот-Мурлыка рассуждает о человечестве и его будущем, о несправедливом во многом устройстве мира. Одним словом, это был очень оригинальный Кот. Он, часами сидя в кресле, размышляет о разных разностях. И только детям, «среди которых его старому сердцу было тепло и приютно», он «принимался мурлыкать бесконечные песни и сказки», в которых добро всегда побеждает зло.
Сказки Кота-Мурлыки очень разные. Каждая из них о каком-то особенном времени и пространстве. Они выросли на богатой культурной и литературной традиции. Некоторые истории пропитаны восточным колоритом («Царевна Нан-джана», «Сказка», «Люций Комоло»). Есть сказки с ярко выраженным мистическим подтекстом («Руф и Руфина», «Божья нива», «Дядя Бодряй»). Для сказок Вагнера характерна философско-психологическая трактовка нравственных вопросов. Он не боится говорить своим читателям о горе, лишениях, тяжелейших испытаниях и даже смерти. Несмотря на это, впечатление всегда остаётся светлым. Писатель стремится пробудить добрые чувства, и это ему удаётся.