Памятные даты. Воронежский край

28 марта – 125 лет (28.03.1899)
назад (16(28).03.1899) в Воронеже появилось предприятие «Товарищество механического и чугунолитейного завода К. А. Веретенников и К0».
28 марта – 110 лет (28.03.1914)
назад родился Поливанов Алексей Сергеевич (15(28).03.1914–3.07.1994), историк, педагог,
29 марта – 95 лет (29.03.1929)
назад родилась Богатырёва Лидия Степановна (29.03.1929–3.12.2017), танцовщица, балетмейстер,
31 марта – 105 лет (31.03.1919)
назад родился Лазутин Сергей Георгиевич (31.03.1919–14.02.1993), фольклорист, педагог,
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина,
Тел.: +7 (473) 255-38-92
Тел., факс: +7 (473) 255-29-27
E-mail: vounb@govvrn.ru    Схема проезда

Салтыков-Щедрин М. Е. «История одного города»

Салтыков-Щедрин М. Е. «История одного города» – 150 лет (1870)

Сатира Салтыкова-Щедрина – особое явление в русской литературе. Его индивидуальность заключается в том, что он ставит перед собой принципиальную творческую задачу: выследить, разоблачить и уничтожить. Салтыкова-Щедрина надо знать и читать. Он вводит понимание социальных глубин и закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека и нравственно очищает его. Острый ум, смелость и тяга к высмеиванию пороков – так можно охарактеризовать Михаила Салтыкова-Щедрина и его творчество в целом.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – прозаик, автор сатирических и реалистических романов и хроник «Господа Головлёвы», «История одного города», «Пошехонская старина», рассказов «Годовщина», «Добрая душа», «Испорченные дети» и сказок «Карась-идеалист», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Всё творчество Салтыкова-Щедрина было направлено на обличение пороков общества. Его произведения являются актуальными и сейчас, так как темы, затронутые в них, не теряют своей злободневности.
Михаил Евграфович Салтыков родился в 1826 году в селе Спас-Угол Тверской губернии. Он был шестым ребёнком потомственного дворянина коллежского советника, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет мальчик жил в имении отца. Начальное образование получил дома. В 1836 году был зачислен в Московский дворянский институт. По истечении двух лет Михаил Салтыков был признан одним из лучших учеников института и переведён в знаменитый Царскосельский лицей, в стенах которого делали свои первые творческие шаги Пушкин, Пущин, Кюхельбекер. Этот факт вдохновил на творчество и лицеиста Салтыкова, которого соученики и преподаватели называли «умником», а ещё «угрюмым лицеистом». Михаил прослыл первым поэтом на курсе, его стихи даже публиковались в периодических изданиях. Но спустя время юноша понял, что поэзия – это не его стихия, и переключился на прозу, в основном сатирического и аллегорического характера. Свои произведения Салтыков писал под псевдонимом – Николай Щедрин, впоследствии имя отпало, а фамилия стала двойной.
В 1844 году Александровский лицей был окончен. Будущему писателю присвоили чин – коллежский секретарь. После этого он был принят на службу в канцелярию военного министерства, где обязан был прослужить после лицея шесть лет.
Литературную известность Салтыкову-Щедрину принесла повесть «Запутанное дело» (1848), написанная под влиянием «Петербургских повестей» Гоголя и романа «Бедные люди» Достоевского. Размышления героя повести о России как об «обширном и обильном государстве», где человек «мрёт себе с голоду в обильном государстве», сыграли роковую роль в судьбе автора. За вольномыслие и «вредное направление» писатель был сослан на канцелярскую службу в Вятку, где он прожил восемь лет, работая в качестве советника в губернском правлении.
После коронации на престол Александра II про ссыльного вольнодумца забыли и с помощью министра внутренних дел Михаила Евграфовича вернули в Петербург на пост чиновника особых поручений. Далее Салтыков-Щедрин получил назначение вице-губернатора в Рязани, а потом на эту же должность в Тверь.
Салтыков был человеком справедливым, честным, неподкупным, требовательным, принципиальным, боролся со злоупотреблениями чиновников и помещиков, и поэтому отношения с «высшим обществом» у него не сложились. К тому же горький «опыт» вятской ссылки, во время которой молодой Салтыков боролся со взяточничеством, злоупотреблениями власти, стал школой жизни. «Провинциальная жизнь – великая школа, но школа грязная», – сообщал писатель брату в декабре 1852 года. Салтыков защищал крестьян, а после, характеризуя суть государственной системы самодержавия, утверждал, что «в провинции существует не действие, а произвол полицейской власти, совершенно убеждённой, что не она существует для народа, а народ для неё».
В 1868 году Салтыков оставляет государственную службу, разочаровавшись в её назначении и поняв свою неспособность что-либо изменить в жизни народа.
Публикации Салтыкова-Щедрина 1870-х гг. все хороши: «Признаки времени», «Письма из провинции», «Помпадуры и Помпадурши», «Господа Ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», – но, бесспорно, лучшим стал роман «История одного города» (1870).
Замысел «Истории одного города» формировался у Салтыкова-Щедрина в течение нескольких лет. В 1868 году писатель приступает к непосредственной работе над новым романом. Работа над текстом продолжается в течение 1869-1870 гг. Интересно, что первоначально произведение носит название «Глуповский Летописец». Заглавие «История одного города» появляется позже. Произведение создано в формате повествования летописца о прошлом города Глупова. Исторические рамки ограничены 1731-1826 годами. Роман начинается главой «Обращение к читателю», в которой автор подражает старинному слогу. Согласно этой главе цель автора произведения «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных». Глава «О корени происхождения глуповцев» – откровенная пародия на летописи, но, помимо этого, ещё и злая сатира на город. Глава «Органчик» описывает градоначальника Брудастого с его обширнейшим лексическим запасом, который вполне вмещался в две любые резолюции: «Разорю!» и «Не потерплю!». В этой главе Салтыков-Щедрин описал систему бюрократического аппарата.
Исторические лица в романе не только упоминаются. Автор описывает их с помощью иносказания. В глуповских градоначальниках легко узнать правителей России. Так, Василиск Бородавкин своей тягой к реформам и просвещению напоминает Петра I. В голштинском выходце Богдане Богдановиче Пфейфере угадывается Пётр III. А глава «Сказание о шести градоначальниках» является отражением эпохи дворцовых переворотов. Тогда за русский трон боролись императрицы. Кроме исторических событий, в «Истории одного города» пародируется бюрократия. В главе «Оправдательные документы» Салтыков-Щедрин высмеивает и казённый стиль, и бессмысленность огромного количества уставов, положений и прочих документов своей эпохи.
Произведение Салтыкова-Щедрина практически полностью построено на иносказании. Пример гротеска мы найдём уже в самом начале романа. В описании головотяпов, которые «имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется – об стену тяпают; богу молиться начнут – об пол тяпают». Кроме того, писатель вводит в повествование множество фантастических элементов. В романе есть градоначальник с фаршированной головой – майор Иван Пантелеич Прыщ. Ещё один градоначальник, Антон Протасьевич Маркиз де Санглот, был настолько легкомысленным, что летал по воздуху. Возможно, именно благодаря гротеску и многочисленным фантастическим элементам, «Историю одного города» цензоры допустили к печати.
В романе Салтыкова-Щедрина смешивается настоящее, прошлое и будущее. Смешивается фантастическое и остро злободневное. О том, что сатира Салтыкова-Щедрина направлена против современности, а не против истории, говорят его собственные слова. «Не «историческую», а совершенно обыкновенную сатиру имел я в виду, сатиру, направленную против тех характеристических черт русской жизни, которые делают её не вполне удобною». Слова эти были ответом критикам. Дело в том, что большинство из них увидели в «Истории одного города» только издевательство над русским народом и его историей. Салтыков-Щедрин был категорически против такой трактовки.
«Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т. д. Ройтесь, сколько хотите, во всей массе мною написанного, – ручаюсь, ничего другого не найдёте».
И. С. Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия». Спустя полвека М. Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»

judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777
judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777