Памятные даты. Воронежский край
- 2 мая – 130 лет (02.05.1894)
- назад родился Еланский Николай Николаевич (20.04(2.05).1894–31.08.1964) хирург, д-р мед. наук (1924),
- 5 мая – 115 лет (05.05.1909)
- назад родился Воловик Георгий Георгиевич (22.04(5.05).1909–17.10.1983), поэт, драматург,
- 6 мая – 155 лет (06.05.1869)
- назад родилась Милицына Елизавета Митрофановна (24.04(6.05).1869–11.01.1930), писательница,
- 6 мая – 75 лет (06.05.1949)
- назад родилась Панова Валентина Игнатьевна (6.05.1949), краевед, педагог, кандидат ист. наук (1981),
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (с 15 апреля 2024 г.)
- Всероссийский культурно-просветительский конкурс «Тургенев и Франция: сюжеты, думы, переводы» (26.03.2024-27.05.2024)
- Выставка «Ходить по воде: Жизнь и свидетельство матери Марии...» (до 06.05.2024)
- Национальный проект «Культура». Модельные муниципальные библиотеки Воронежской области
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Александр Николаевич Островский «Снегурочка»
Александр Николаевич Островский
«Снегурочка» – 150 лет (1873)
В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения русского драматурга и писателя Александра Николаевича Островского. Его называли основоположником национального театра. Произведения, вышедшие из-под пера Островского, составили основу театрального репертуара России. Писатель, творческий путь которого равен 40 годам успешной работы, был отмечен премией Уварова в 1863 году. Он сделал для русской пьесы не меньше, чем Шекспир – для английской, и вот уже полтора столетия его пьесы не сходят со сцен. А сочинил он их около 50. К популярным произведениям Александра Николаевича Островского относят: «Женитьбу Бальзаминова», «Грозу», «Снегурочку», «Бесприданницу», «Без вины виноватых». Критик Иван Гончаров говорил о нём: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Творчество великого драматурга XIX века нашло своих поклонников и далеко за пределами России.
150 лет исполняется в этом году «Снегурочке» Островского. Это музыкальная пьеса-сказка в стихах в четырёх действиях с прологом. Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Героиней является девочка, дочь Мороза и Весны-Красны, прожившая короткую, но счастливую жизнь. Как считают литературоведы, сказка создавалась в минуты творческого вдохновения. В «Снегурочке», дорогом для драматурга детище, «очень многое сошлось и очень многое раскрылось». Островский считал, что «с этим произведением он выходит на новую дорогу в русской драматургии». Поэтому он очень любил и высоко ценил свою «весеннюю сказку» и ревниво относился к отзывам о ней.
Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году здание Малого театра закрыли на ремонт. Труппе пришлось разместиться в Большом театре. Чтобы не терять время в простое, руководство приняло решение о большой постановке, в которой были бы задействованы все три труппы – оперная, балетная и драматическая. Главным было найти автора текстовой части и композитора для такой необычной совместной работы. Обратились к самому известному на тот момент отечественному драматургу Александру Николаевичу Островскому. В качестве основы для сюжета он взял русскую народную сказку «Девочка-Снегурочка», вычитанную им в сборнике Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Островский написал пьесу о девочке из снега по мотивам народной сказки, но весь сюжет сочинил сам. За музыкальной частью Островский предложил обратиться к молодому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Чайковский с удовольствием отозвался на предложение. И автору пьесы, и композитору пришлось работать в напряжённом режиме. Пьеса была начата в конце февраля 1873 года и закончена к юбилею драматурга: 31 марта.
Она вызвала в литературных кругах противоречивые мнения. Редактор журнала «Вестник Европы» (где была напечатана «Снегурочка») Стасюлевич, писатели Гончаров, Тургенев были пленены красотой и лёгкостью языка «Снегурочки», «силой фантазии драматурга, тем, как превосходно он изучил и воспроизвёл сказочный мир». Часть современников не поняли замысла Островского. «Стихотворный винегрет», «фантастический каприз», «кукольная комедия» – таков букет острот в адрес одного их самых задушевных созданий Островского. Пьеса была столь неожиданной, что смутила первых её читателей. Публика получила совсем не то, чего ждала. Александр Островский был известен как обличитель пороков в среде купцов и разночинцев той эпохи. А тут – стихотворная сказка для взрослых из жизни каких-то неведомых берендеев. Без большого успеха состоялась и премьера на сцене Большого театра. Зрители оказались не готовы получить от реалиста и сатирика Островского славянское фэнтези с символическим подтекстом. Единственный, кто хвалил пьесу, был Достоевский. В истории нередко случается, что выдающиеся произведения оказываются понятыми не сразу. Но ещё при жизни Островского пьеса, не нашедшая почвы на подмостках русского драматического театра, обрела новую и полноценную жизнь на оперной сцене в музыкальной обработке Николая Римского-Корсакова.
Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве». Специалисты считают, что «Снегурочка» вобрала в себя значимые пласты русской культуры. Она стимулировала дальнейшее развитие многих областей отечественного искусства: драматического театра, актерского мастерства, музыки, оперного театра, декоративного искусства, живописи, графики и скульптуры.
Весенняя сказка Островского «Снегурочка» своеобразна и неповторима не только в творчестве драматурга, но и в истории мировой драмы. Это – сказка, весёлая, яркая, полная песен, написанная изумительным поэтическим стихом. Сказка о неведомом никому царстве берендеев, в котором живут добрые счастливые люди и которыми правит справедливый мудрый царь, сказка, где наряду с настоящими людьми действуют фантастические и полуфантастические силы – Мороз, Весна, Леший, Ярило, Лель. А в центре пьесы – Снегурочка, девочка с ледяным сердцем, жаждущая счастья и любви, обретшая любовь и погибшая от неё.
Со временем «Снегурочку» Островского стали оценивать по-другому, сегодня это признанная классика отечественной драматургии.