Памятные даты. Воронежский край
- 21 ноября – 140 лет (21.11.1884)
- назад родился Ефименко Пётр Петрович (9(21).11.1884–18.04.1969), археолог, этнограф,
- 21 ноября – 120 лет (21.11.1904)
- назад родился Тимин Борис Васильевич (8(21).11.1904–4.10.1973), живописец, график,
- 21 ноября – 90 лет (21.11.1934)
- назад родился Семёнов Валентин Васильевич (21.11.1934–19.10.1995), литературный критик, прозаик,
- 22 ноября – 85 лет (22.11.1939)
- назад родился Полевой Вадим Львович (22.11.1939–1.09.2009), медиапедагог, канд. пед. наук (1975)
- 23 ноября – 90 лет (23.11.1934)
- назад родился Котенко Владимир Михайлович (23.11.1934–22.07.2019), писатель-сатирик, драматург,
Анонсы
- Образовательный проект «Выборам все возрасты покорны!» (с 01.09.2024)
- Книжно-иллюстративная выставка «Кино в Воронеже» (с 30.11.2024)
- Акция «Насекомые – наши знакомые…» (18.09.2024 – 11.12.2024)
- Мобильное приложение «НЭБ Свет»
- Национальный проект «Культура». Модельные муниципальные библиотеки Воронежской области
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Бондарев Ю. «Горячий снег»
Бондарев Ю. «Горячий снег» – 50 лет (1970)
Великая Отечественная война сильно повлияла на русскую литературу. После окончания военных действий многие фронтовики становились писателями, поэтами, режиссёрами. Они стремились в своих произведениях передать новым поколениям весь ужас и всю трагичность войны. Бывшим фронтовиком был и Юрий Бондарев.
Юрий Васильевич Бондарев родился в 1924 году в городе Орске Оренбургской области. Позже его семья переехала в Москву.
С началом Великой Отечественной он участвовал в строительстве линий обороны под Смоленском. Школу Бондарев окончил уже в эвакуации и сразу после неё поступил в пехотное училище на краткосрочные курсы. Через три месяца учёбы курсантов отправили под Сталинград, где он стал командиром миномётного расчёта. Был ранен, получил обморожение, но после лечения вернулся в строй, участвовал в форсировании Днепра и в боях за Киев снова получил ранение, долго лечился. В действующую армию вернулся через несколько месяцев, воевал в Польше до конца 1944 года. Был направлен в артиллерийское училище. На фронт после училища он уже не вернулся. После выпуска был комиссован по состоянию здоровья – дали знать о себе полученные во время боёв раны. Но он уже выбрал свой путь: поступил в Литературный институт, учился у Константина Паустовского, а писать начал о войне – вернее, о человеке на войне.
«Понятие “война” всегда вызывает чувства, далёкие от свободолюбия и человеколюбия», – признавался Бондарев.
Его первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году, потом были повести «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романы «Горячий снег», дилогия «Тишина» и «Двое», «Берег».
Роман «Горячий снег» был опубликован в 1970 году. В этом произведении Бондарев описал события, участником которых он был сам – Котельниковской операции во второй половине декабря 1942 года, когда 2-я гвардейская армия под командованием генерала Малиновского не позволила немецким танкам прорваться к окружённой армии Паулюса и деблокировать вермахт под Сталинградом.
Молодой артиллерист Юрий Бондарев лично принял участие в том бое у реки Мышкова, описанию которого и посвящена книга, которую во многом можно назвать автобиографической. Однако, создавая более масштабное полотно происходившего, писатель долго собирал материал. Как известно из истории Великой Отечественной войны, именно немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс был создателем и вдохновителем известного плана Барбаросса. И по вполне понятным причинам Гитлер не мог допустить, чтобы целая армия, да ещё и возглавляемая одним из лучших теоретиков немецкого генштаба, была окружена. Поэтому враг не жалел сил и средств для того, чтобы пробить для 6-й армии оперативный проход из окружения, созданного советскими войсками. «Горячий снег» рассказывает о боях на крошечном пятачке земли, который, по данным советской разведки, стал «танкоопасным». Двум артиллерийским взводам под командованием командира батареи лейтенанта Дроздовского (взводами командуют сокурсники по артиллерийскому училищу – лейтенанты Кузнецов и Давлатян), переданным в качестве противотанкового усиления стрелковому полку майора Черепанова и отдельному танковому полку Хохлова (в качестве резерва), предстоит выполнить приказ командующего – закрепиться на рубеже реки Мышкова с тем, чтобы сдерживать атаку немецких танковых дивизий Манштейна, рвущихся на выручку к окружённой в районе Сталинграда армии Паулюса (57-й танковый корпус в составе четырёх дивизий, в том числе двух танковых в 400-450 немецких танков). Вся артиллерия начальника артиллерии армии генерала Ломидзе, за исключением армейской, приказом командующего передаётся порядкам пехоты для отражения наступления немецких танков. После боя от взвода Кузнецова осталось три человека, не считая его самого, и одно орудие. Бойцы отражают натиск танков вермахта более суток. Они попадают в окружение, остаются всего с 7 снарядами, которые удалось найти возле раздавленной танком второй пушки. Но артиллеристы смогли продержаться до того момента, когда советские войска перешли в контрнаступление и отбросили немцев.
На фоне сражения раскрываются непростые отношения между двумя лейтенантами – совершенно разными по характеру людьми. Лейтенант Дроздовский грезит подвигами, хочет стать героем. Но в итоге героем сражения суждено стать не ему, а Кузнецову. Одновременно ведётся повествование о людях, непосредственно не участвовавших в сражении, но имеющих к нему прямое отношение – командующем армией генерале Бессонове, полковом комиссаре Веснине, болеющем душой за своих подчинённых, ещё недавно бывшем командиром батальона командире дивизии полковнике Дееве, начальнике контрразведки полковнике Осине. Люди из «разных миров» – кадровые военные и политработник – оказываются в одной упряжке, сближенные общей ответственностью за исход битвы.
Среди персонажей романа особенно важен и интересен образ генерала Бессонова, чья армия приняла на себя основной удар танков Манштейна. Бессонов – фигура вымышленная, однако в его судьбе отражены совершенно реальные и непростые судьбы военачальников 30-40-х годов, поэтому этот образ, с одной стороны, резко индивидуален, с другой – типичен и узнаваем. Сосредоточив в своих руках огромную власть, Бессонов обладает недюжинным умом и железной волей. Важно в романе прошлое генерала Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его позицию и в ставке, и на фронте.
Однако одним из самых близких и дорогих писателю в романе «Горячий снег» является образ лейтенанта Кузнецова. Он ещё совсем юный и, по сути, его боевым крещением стала битва под Сталинградом. Бондарев нисколько не идеализирует этот образ. Кузнецову, как и обычному человеку, свойственны и страх смерти, и сомнения, и колебания. За одни сутки он проделывает путь от новичка до умудрённого тяжелейшим опытом, зрелого, перешедшего на «ты» со смертью командира. В этом бою Кузнецов проявил несгибаемую волю, решительность и огромное мужество.
Бондарев обращает внимание читателя и на героев «второго плана», наделяя их ярко выраженными индивидуальными чертами и запоминающимися портретными характеристиками.
Роман «Горячий снег» Юрия Бондарева – один из лучших военных романов того времени, идея которого рассредоточена среди всех персонажей, среди охваченной огнём земли. Сам Бондарев в одном из интервью так скажет об этом произведении: «Некоторые говорят, что моя книга о войне, роман “Горячий снег” – оптимистическая трагедия. Возможно, это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, недолюбив, не дожив, многого не узнав. Но они узнали самое главное – прошли проверку на человечность, через испытание огнём. Я вспомнил многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942 года, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони… Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-ая гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что прошло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе. Мы верили, и мы жили надеждой. От нашего поколения в живых осталось всего 3 процента. И своих фронтовых сотоварищей я буду до конца дней своих помнить, как самых близких».
В 1972 году вышел фильм по роману «Горячий снег», который вошёл в число лучших советских картин о Великой Отечественной войне.