Памятные даты. Воронежский край

8 марта – 100 лет (08.03.1921)
назад родился Кравцов Николай Никитич (8.03.1921–8.10.1944), Герой Советского Союза (1945).
10 марта – 325 лет (10.03.1696)
назад (29.02(10.03).1696) состоялся первый приезд в Воронеж Петра I. Царь пробыл в городе 65 дней, вплоть до 3 мая.
10 марта – 80 лет (10.03.1941)
назад родился Переверзев Александр Яковлевич (10.03.1941–3.01.2015), историк, доктор исторических наук (1987)
12 марта – 295 лет (12.03.1726)
назад родился Чертков Василий Алексеевич (1(12).03.1726–24.09(5.10).1793), наместник Воронежский и Харьковский.
12 марта – 60 лет (12.03.1961)
назад родился Селин Сергей Андреевич (12.03.1961), актёр, заслуженный артист РФ (2007). Уроженец Воронежа.
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина, 2 Тел., факс: +7 (473) 255-05-91 E-mail: vounb@govvrn.ru       Схема проезда

Быков В. «Сотников»

Быков В. «Сотников» – 50 лет (1970)

«О войне я начал писать спустя многие годы после её окончания. На войне и даже долго после неё не только писать, но и читать о ней не хотелось. Так тяжело было пережитое… Когда появилась так называемая вторая волна военной прозы, когда о войне начали писать бывшие лейтенанты, солдаты, это было настоящим откровением: так ново, пронзительно и правдиво зазвучали слова о войне. Я имею в виду книги Юрия Бондарева и Григория Бакланова, Виктора Астафьева и Евгения Носова, Юрия Гончарова, Константина Воробьева и Владимира Богомолова. Их книги – обнажённая правда войны, почти документальная проза о ней. Именно эта проза и укрепила моё желание писать про войну». Василь Быков.

Василь Владимирович Быков – белорусский писатель, общественный деятель. Родился в 1924 году в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища и в школе ФЗО. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. В 1942 году будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Дважды за время войны был ранен, причём после первого ранения Быкова ошибочно записали погибшим и отправили домой похоронку. К счастью, из-за перебоев с почтой она долго добиралась до семьи Василя и его письмо, отправленное из госпиталя с более поздней датой, пришло первым. После очередного ранения получил звание старшего лейтенанта, затем стал командиром взвода и шагал уже не по родной стране, а по Европе. Прошёл по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии. Мобилизовавшись в 1947 году, Быков поселился в Гродно, уже зная, чему посвятит дальнейшую жизнь, однако уже в 1949 году он снова оказался в рядах Красной Армии до 1955 года. Уволился в звании майора. После демобилизации жил в Гродно, работал в редакции областной газеты «Гродненская правда».
Сам Василь Быков свою писательскую судьбу отсчитывает с 1951 года, когда на Курилах, где в то время служил, написал рассказы «Смерть человека» и «Обозник». Несмотря на тепло встреченный удачный творческий дебют Василь Быков не был убеждён в том, что литература – его жизненное призвание. Конец 50-x – начало 60-x годов для Василя Быкова – время поисков самого себя.
В повести «Журавлиный крик» (1959) писатель обратился к военной теме. В последующих его произведениях предстаёт перед читателем предельно истинное отражение войны. Широкая известность пришла к Быкову после публикации повести «Третья ракета» (1961). Тема человека на войне также проходит через повести «Ловушка» (1962), «Альпийская баллада» (1963), «Проклятая высота» (1968).
В 70-е годы Василь Быков продолжает цикл повестей на военную тему: «Сотников» (1970), «Обелиск» (1971), «Дожить до рассвета» (1972), «Волчья стая» (1974), «Его батальон» (1975).
Повесть Василя Быкова «Сотников» – это взгляд автора в военные и послевоенные времена на тех, кто по какой-либо причине оказался в плену у фашистов или в сталинских лагерях. Идея написать повесть появилась у автора после встречи с фронтовым товарищем. Быков увидел его среди тех, кто по каким-либо причинам считался предателем. Автора очень удивило, почему тот оказался в их числе. И тогда его бывший сослуживец поведал ему свою историю. Рассказал о том, как попал в плен к немцам. Поведал в подробностях о жёстких методах пыток, которые повсеместно применяли фашисты. О тех, кто без зазрения совести, забыв про все нормы морали и человечности, оскорблял, пытал, избивал, вешал, расстреливал своих же. В конечном итоге фронтового товарища Быкова тоже поставили перед нелёгким выбором: либо пытки и смерть, либо сотрудничество с фашистами. Долго думал, но для него выбор был очевиден – жизнь. Он решил, что при первом удобном случае сбежит от тех, кто принял его в «рабство», сделал его палачом. Однако шли дни, месяцы, а убежать всё не получалось. К тому же, за это время «скопилось» много дел, после которых стыдно было признавать себя «не запятнанным». Вот так бывший фронтовик и остался в «прислужниках». Да, он не проявлял агрессии и открытой жестокости по отношению к пленным. Однако он всё равно в их глазах не смог найти понимания. Они навсегда остались по разную сторону. В повести «Сотников» товарищ Быкова и был Рыбаком. Автор наделяет героя силой, отвагой, доблестью и честью. Однако Рыбак «ломается» и идёт на компромисс со своей совестью, когда выбор становится между жизнью и смертью. Рыбак выбирает существование. Он планирует совершить побег, но ровно до того момента, пока его не загоняют в жёсткие рамки. Теперь он всего лишь предатель родины и должен отвечать вместо «есть» – «я воль». А если и убежать, то свой военный трибунал и посадит в лагерь. Да и получится ли убежать? Персонаж Быкова, как и его бывший сослуживец, стали врагами для обеих сторон. Точнее сказать, для фашистов они в душе остались неприятелями, а для своего военного начальства – на деле. Ситуация ужасна ещё и тем, что сознание не хочет соглашаться с происходящим. Человек постоянно находится в борьбе с самим собой и со своей совестью. Да, были и те, кто перешёл на сторону немцев добровольно. На примере полицаев Стася, Порнова и Будилы автор показывает, как чувствовали себя те, кто «сдался без боя». Быков проводит незримую линию между ними и показывает, что Рыбаку никогда не стать таким бесчеловечным, как, к примеру, тот же Будила. Перед этим палачом не ставился выбор между жизнью и смертью, он изначально решил, что быть прислужником фашистов гораздо практичнее. Прочитав повесть, становится понятно, что автор не считает Рыбака предателем. Он скорее сочувствует ему, ведь неизвестно, кто и как поступит, когда зайдёт речь о собственной жизни. А настоящие предатели – это полицаи, которые в погоне за деньгами и сытой жизнью «продали» родину.
Высокая художественная ценность этого произведения заключается в том, что автор смог рассказать читателям не только о лишениях и невзгодах советских людей в годы Великой Отечественной войны, но и о мучительных нравственных испытаниях, которые многим пришлось пережить. Для того чтобы сделать правильный выбор в экстремальной ситуации, нужно обладать душевной прочностью.
Прошло более полувека после создания самых известных произведений Быкова. Война давно закончилась, почти не осталось свидетелей и участников тех страшных событий. Но повести Василя Быкова всё так же актуальны. Всё дело в их народности, простоте. Ведь рассказывал писатель не о бесстрашных героях, а об обычных людях. Быкова интересовала прежде всего не сама война, не технология боя, а нравственный мир человека, его человеческие качества.