Памятные даты. Воронежский край
- 28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
- назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
- 28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
- назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
- 29 апреля – 135 лет (29.04.1889)
- назад родился Афанасьев Леонид Митрофанович (17(29).04.1889–30.10.1971), художник, искусствовед,
- 29 апреля – 105 лет (29.04.1919)
- назад родился Комов Владимир Ефимович (29.04.1919–11.08.2004), писатель, прозаик,
- 30 апреля – 145 лет (30.04.1879)
- назад родился Шатров Илья (Илий) Алексеевич (18(30).04.1879, по др. данным 20.03.1885 – 2.05.1952), военный дирижёр,
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (с 15 апреля 2024 г.)
- Всероссийский культурно-просветительский конкурс «Тургенев и Франция: сюжеты, думы, переводы» (26.03.2024-27.05.2024)
- Выставка «Ходить по воде: Жизнь и свидетельство матери Марии...» (до 06.05.2024)
- Национальный проект «Культура». Модельные муниципальные библиотеки Воронежской области
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Данте А. «Божественная комедия»
Данте А. «Божественная комедия» – 700 лет (1321)
«Божественная комедия» – самое известное произведение знаменитого итальянского поэта Данте Алигье́ри (1265–1321). Данте заслужил звание не только великолепного средневекового писателя, создавшего неподражаемую «Божественную комедию», но и основателя литературного итальянского языка.
Родился Дуранте дельи Алигье́ри (именно так звучит полное имя поэта) в 1265 году во Флоренции. Семейное предание гласит, что он принадлежал к римскому роду Элизеев, который непосредственно участвовал в создании Флоренции. Мальчик получил хорошее образование, знал естественные науки и средневековую литературу. Очень интересовался еретическими учениями тех лет. Тесно общался с поэтом и прославленным учёным той поры Брунетто Латини, который и сыграл роль его первого наставника. Началом творческой биографии великого литератора можно считать 1292 год, когда он написал «Новую жизнь» – произведение, состоящее из нескольких поэм того времени. Книга содержала стихотворные и прозаические фрагменты. В этой книге много стихов посвящены Гвидо Кавальканти, поэту и другу Алигьери. По мнению учёных, книга написана в жанре автобиографии, и стала первой в истории мировой литературы.
Данте унаследовал пристрастие деда к политике, и с молодости окунулся в события, происходящие в стране. В конце 13-го века возник конфликт между Папой и императором, в котором Флоренция сыграла важную роль. Данте выступил на стороне приверженцев императора. Его партия набрала преимущество перед противником. В 1300 году Данте назначают приором, но спустя год ситуация меняется, теперь власть находится в руках Папы и его сторонников. Данте подвергается гонениям, ему инкриминировали взяточничество и выгнали за пределы Флоренции. Всю оставшуюся жизнь поэт был вынужден скитаться по разным городам. Он менял их часто, местом жительства Данте поочередно становились Верона, Равенна, Болонья и даже Париж. Все свои произведения он написал вдали от родины.
В 1304 году Алигьери начал работу над философскими книгами «О народном красноречии» и «Пир», но эти произведения он так и не закончил. Он приступил к написанию труда всей своей жизни – «Божественной комедии».
Любовью всей жизни Данте была Беатриче Портинари. Он влюбился в неё с первого взгляда, несмотря на то, что был всего лишь девятилетним мальчиком. Их новая встреча состоялась только через 9 лет, когда Беатриче уже была замужем за другим мужчиной. Его любовь к ней вспыхнула ещё сильнее, эти чувства поэт пронёс через всю свою жизнь. Но признаться в любви даме сердца поэту мешала стеснительность, он только и осмелился на то, чтобы два раза с ней поговорить. Беатриче не догадывалась о его чувствах, наоборот, решила, что это он не подходит к ней из-за своего высокомерия. Девушка умерла в 1290 году, в возрасте 24 лет. По одним данным, смерть наступила в результате родов, другие источники называют причиной эпидемию чумы. Данте был сокрушён, и на протяжении всей своей жизни хранил в своём сердце образ любимой.
Спустя два года поэт устроил свою личную жизнь. Его женой стала Джемма Донати, дочь политического деятеля, возглавлявшего флорентийскую партию. Семьи Алигьери и Донати были непримиримыми врагами, и этот брак был по расчёту. Данте стал отцом троих детей. Супруга родила ему сыновей Пьетро и Якопо и дочку Антонию. Но любовь он хранил только к одной девушке – Беатриче. Именно о ней он думал, когда начинал работу над своей «Божественной комедией». Она написана в её честь.
Вначале Данте назвал свой труд просто «Комедией», а эпитет «Божественная» впоследствии приписал к нему Джованни Бокаччо, ставший первым биографом Алигье́ри. Данте писал свой труд на протяжении пятнадцати лет. Свою поэму он представил как путешествие в загробный мир, который он решил исследовать после кончины его любимой девушки Беатриче.
Действие в поэме начинается в 1300 году. Данте (он не только автор, но и главный герой, и нередко обращается к читателю), пройдя половину отпущенного ему земного срока, случайно попадает в дремучий и жуткий лес. Пытаясь найти выход, он следует в сторону высокого холма, но путь поэту преграждают три зверя – рысь, лев и волчица, олицетворяющие похоть, гордыню и алчность. Когда Алигьери уже был готов бросить восхождение на холм, ему на помощь приходит дух Вергилия, великого древнеримского поэта. Он предлагает Данте посетить загробный мир, объяснив, что по-другому ему из леса не выбраться. Данте колеблется, ибо все, кто посещал тот свет раньше, были либо великими героями, либо праведниками, и ни к первым, ни ко вторым он себя не относит. Вергилий сообщает Алигьери, что его покойная возлюбленная Беатриче, а также святая Лучия и сама Богородица взяли его под своё покровительство, и поэту ничего не остаётся, кроме как согласиться.
В произведении три части, первая из которых получила название «Ад». В этом аду девять кругов, чтобы каждый из грешников смог занять «достойное» ему место в зависимости от совершённых в жизни грехов. Здесь находятся политические и личные враги поэта. Кроме них Данте отправил в ад тех, кто не соблюдал при жизни христианскую мораль и распутничал.
«Чистилище» поэта состоит из семи кругов, точно в соответствии с семью смертными грехами. «Рай» в понимании Данте – девять кругов, названных в честь основных планет, составляющих Солнечную систему.
Вокруг этого произведения постоянно рождались легенды, которые дошли до наших дней. К примеру, Бокаччо писал, что после того, как Данте умер, бесследно исчезли тринадцать песен второй части – «Рая». Их долго и безуспешно искали, пока сын Данте – Якопо, не увидел во сне отца, который и подсказал место их нахождения. Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвящённый цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждёт за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» – самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность описана в двух предыдущих главах, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, – в аду, поэма – для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте – Вергилий – любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).
«Сумрачный лес», в котором оказался главный герой поэмы – это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы – это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.
За несколько лет до смерти Данте Алигьери поселился в Равенне, где стал послом Гвидо да Полента. Покровитель отправил его в Венецию с целью заключения мирного соглашения с республикой Святого Марка. По пути домой Алигьери серьёзно заболел и умер в ночь на 14 сентября 1321 года. Медики поставили диагноз малярия. Местом упокоения поэта стала церковь Сан-Франческо в Равенне. В 1329 году, по требованию кардинала, останки Данте должны были публично сжечь. Но монахи каким-то образом сумели ослушаться высочайшего приказа и сохранить тело поэта.
К шестисотой годовщине рождения поэта церковь решили отреставрировать. В 1865-м строители наткнулись на обычный ящик из дерева, вмурованный в стену, надпись на котором гласила, что в 1677-м какой-то Антонио Санти сложил в этот ящик кости Данте. Находка вызвала настоящую сенсацию в мире, все пытались выяснить, кто такой этот неизвестный Антонио. По мнению некоторых, он, возможно, приходился родственником художнику Рафаэлю.
Останки поэта бережно перенесли в его музей, находящийся в городе Равенне, и там они хранятся и сейчас.