Памятные даты. Воронежский край
- 20 апреля – 85 лет (20.04.1939)
- назад (20.04.1939) был обpазован Железнодоpожный pайон г. Воронежа.
- 21 апреля – 125 лет (21.04.1899)
- назад родился Замятнин Сергей Николаевич (9(21).04.1899–5.11.1958), археолог, коллекционер,
- 28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
- назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
- 28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
- назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (с 15 апреля 2024 г.)
- Всероссийский культурно-просветительский конкурс «Тургенев и Франция: сюжеты, думы, переводы» (26.03.2024-27.05.2024)
- Литературный марафон «Читая Пушкина…» (с 18 марта по 30 июня 2024 года)
- Выставка «Ходить по воде: Жизнь и свидетельство матери Марии...» (до 06.05.2024)
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Достоевский Ф. М. «Бедные люди», «Подросток»
Достоевский Ф. М. «Бедные люди» – 175 лет (1845)
Достоевский Ф. М. «Подросток» – 145 лет (1875)
Фёдор Достоевский – великий писатель, чьё имя знают не только в России, но и за её пределами. Этот талантливый философ писал о главной загадке мироздания, о человеке, суть и природу которого он пытался понять.
Романы Достоевского – это не просто романы, а скорее научные труды, которые искали ответы на вопросы общества. Вопросы эти настолько фундаментальны, что они актуальны во все времена существования этого мира.
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. В семье Достоевских было 6 детей. Он был вторым ребёнком. Детство будущего писателя, его братьев и сестёр прошло в Москве. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Фёдор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фроловна рассказывала детям сказки, что и зародило в молодом сердце Фёдора любовь к литературе.
После получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там. Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наёмные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Фёдор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Фёдор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Фёдор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе. Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Фёдор Достоевский подал в отставку и занялся литературой. В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.
Весной 1845 года Фёдор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своём альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.
В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлёкся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности и вошёл в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провёл в Петропавловской крепости. Приговор суда был чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Фёдора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование. Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мёртвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные. Тем не менее, суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.
В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорблённые», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издаёт журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества».
С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок». В следующие два десятилетия Фёдор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их ещё называют «великим пятикнижием» – «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.
Роман «Подросток» был задуман Достоевским в 1871 году, о чём сообщил Катков, издатель «Русского вестника», которому Достоевский рассказал сюжет романа. Писатель работал над текстом в 1874-1875 гг. Замысел Достоевского первоначально был в том, чтобы написать большой роман, объёмом с «Войну и мир». Он должен был состоять из 5 повестей и называться «Житие великого грешника». В самом начале работы Достоевский обозначает идею романа: хищных типов так много, что они влияют на общество, провоцируя общественный беспорядок, который становится всеобщим, а нравственных идей в обществе совсем не остаётся. Первоначальное название романа Достоевский меняет вместе с формой повествования (не от автора, а от первого лица), выбором героя, названного в черновиках «мальчик».
Герой романа – Аркадий Долгорукий, 19-летний вчерашний гимназист. Незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший «княжескую» фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. Аркадий вырос вне семьи, «детские грустные годы» провёл в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, «сознал, что я… лакей» и начал в мечтах «пересоздавать жизнь на иной лад». Образ пушкинского Барона, скупого рыцаря, а позднее Ротшильда, становится для юноши идеалом, совмещая в себе эстетически значимое чудо (внезапное явление из ничтожества), тайну (полная безвестность до накопления «ротшильдовой цифры») и авторитет (Ротшильд «выше всех», так как «деньги …единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество»). Окончив гимназический курс, Аркадий приезжает в Петербург – город, избранный им для осуществления идеи. Однако здесь его захватывают другие события: Он разгадывает Версилова, о котором, по собственному признанию, «мечтал взасос»; участвует в многочисленных интригах вокруг компрометирующего молодую вдову Ахмакову документа, волею случая попавшего в его руки, сближается с молодым князем Сокольским и живёт на его деньги, не подозревая, что от князя беременна его сестра Лиза. Сознавая свои «падения», Аркадий винит себя в уклонении от идеи, однако во всех «уклонениях» соблазняется как раз тем, что привлекает его в образе Ротшильда: могуществом и властью (искушение документом, обладание которым делает Ахмакову жертвой Долгорукого), блеском (искушение дружбой с Сокольским, дающей средства на рысаков и рестораны, доступ в свет). Появление в семье Макара Долгорукого, его «умилительные» беседы оказываются сильнейшим впечатлением, поселяющим в душе подростка жажду благообразия. Происходит очищение «нечистого идеала», свидетельством чего становится отказ шантажировать Ахмакову.
«Подросток» – «роман о нынешних детях и нынешних отцах» с героем – членом «случайного семейства» в противоположность «родовому типу», представленному в «дворянской литературе», и открытому ещё Пушкиным в «Капитанской дочке». Среди прототипов Аркадия Долгорукого исследователи называют самого Достоевского, указывая на ряд совпадений в биографии автора и героя. Предшественники образа Долгорукого в литературе – Дэвид Копперфильд Диккенса, Гринёв Пушкина; помимо этих произведений в процессе работы над романом Достоевский неоднократно вспоминает «Исповедь» Руссо, «Отцов и детей» Тургенева, «Войну и мир» Толстого.
Формулируя для себя «главную идею» произведения, Достоевский писал: «Подросток хотя и приезжает с готовой идеей, но вся мысль романа та, что он ищет руководящую нить поведения, добра и зла, чего нет в нашем обществе, этого жаждет он, ищет чутьём, и в этом цель романа».