Памятные даты. Воронежский край
- 14 августа – 90 лет (14.08.1934)
- назад родился Верменич Юрий Тихонович (14.08.1934–14.12.2016), музыкальный критик, историк джаза и кино,
- 15 августа – 75 лет (15.08.1949)
- назад родился Болотов Анатолий Иванович (15.08.1949–18.08.2014), филателист, филокартист, краевед.
- 22 августа – 155 лет (22.08.1869)
- назад родился Милютин Александр Иванович (10(22).08.1869–12(25).03.1907), краевед, археолог,
- 22 августа – 75 лет (22.08.1949)
- назад родился Фурсов Владимир Николаевич (22.08.1949), историк, педагог, д-р ист. наук (1992),
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Мероприятия ко Дню Государственного флага Российской Федерации (22 августа)
- Проект поддержки детского чтения «Читающая мама» (https://мамачитает.рф/)
- Эколого-просветительский фотопроект «Случайные шедевры» (с 15 июля по 30 сентября 2024 года)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (по 18 августа 2024 г.)
Советуем почитать
Информация
Памятные даты военной истории России |
-
-
- Мобильное приложение «НЭБ Свет»
- «Гений — это ты!»: онлайн-курсы для читателей точек концентрации талантов
- VI Неделя осведомленности о дислексии
- Всероссийский конкурс «Библиотекарь года — 2024»
- Всероссийский конкурс «Читаем всей семьей»
- Конкурс коротких видео «Библиотечные династии»
- Проект «Гений места»
- Опрос среди людей с инвалидностью
-
Военная служба по контракту | |
Оценить условия предоставления услуг, используя QR-код | |
Есть проблемы? Решим ее вместе |
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Гайдар А. П. «Школа»
Гайдар А. П. «Школа» – 90 лет (1930)
Гайдар был не только писателем, то есть человеком, который три четверти своей жизни проводит за письменным столом, рассказывая о том, что он видел или не видел. Это был путешественник, разведчик, солдат, для которого работа и жизнь были почти одно и то же. Его любят не только за книги, но и за то, что он был в них самим собой, за то, что в них отражена его простая и светлая жизнь.
В. Каверин
Аркадий Голиков (настоящая фамилия автора) родился в 1904 году в городе Льгов недалеко от Курска. Его отец, Пётр Голиков, преподавал в начальном училище. Мать, Наталья Салькова, принадлежала к роду служилых дворян и была дальней родственницей поэта Михаила Лермонтова. Уже после рождения сына семья решила переехать в Арзамас, где у Аркадия появились сёстры Наталья, Катерина и Ольга. Как утверждают исследователи, уже в детские годы у мальчика проявился писательский талант. Он научился говорить рифмами и сочинять ещё до того, как освоил письмо и счёт.
В десять лет Аркадий начал учиться в местном реальном училище. В августе 1914 года началась Первая мировая война, и отец Голикова отправился на фронт, юный гимназист попытался сбежать из дома и присоединиться к отцу. Но парня поймали, и ему пришлось вернуться назад. Во время обучения Аркадий поражал учителей удивительной памятью – он заучивал на память целые учебники. Легче всего Голикову давалась литература. Преподавателем словесности был Николай Соколов – позже он стал прототипом Галки из повести «Школа». Учитель подбирал для Аркадия Голикова книги по истории, отечественной и зарубежной литературе, а потом после уроков обсуждал с ним прочитанное.
В тринадцать лет школьник впервые пришёл в местный штаб большевиков. Он стал выполнять мелкие поручения: передавал записки, патрулировал улицы и узнавал, где проходят митинги. Грамотных среди большевиков в Арзамасе было мало, поэтому в штабе Аркадию Голикову приходилось много работать. Школьник писал и редактировал статьи для местной газеты «Молот», вёл протоколы заседаний. Училище будущий писатель забросил. В декабре 1918 года его назначили адъютантом в коммунистический батальон, а уже через несколько месяцев Голиков стал начальником команды связи. В 1919 году пятнадцатилетнего бойца отправили в Киев на курсы красных командиров. Однако обучение часто прерывалось: студенты отбивали атаки украинских атаманов. Отец будущего писателя в это время воевал на Восточном фронте против Александра Колчака, мать – вступила в Арзамасе в партию большевиков. В 1920 году Аркадий Голиков стал командиром роты. Воевал на Кавказе, потом в Средней части России: в Воронеже, Нижнем Новгороде, участвовал в подавлении крестьянского восстания в Тамбовской губернии. Был дважды ранен.
Оставив армию, Голиков начал писать рассказы. Сочинял для себя – так он переосмысливал Гражданскую войну. В 1925 году Аркадий Голиков приехал в Ленинград. Он принёс в редакцию журнала «Ковш» рукопись своей первой повести «В дни поражений и побед» о борьбе Красной Армии на Украине. Редактор Константин Федин, по воспоминаниям писателя, сказал: «Писать вы не умеете, но писать вы можете, и писать будете». Они вместе отредактировали произведение, и Федин объяснил начинающему автору все ошибки. В этом же году повесть вышла в печать, однако тираж не был раскуплен. Тогда Аркадий Голиков решил писать для детей. В своей второй повести «Р.В.С» рассказал о жизни ребёнка в годы Гражданской войны. Произведение опубликовали в журнале «Звезда». Чтобы научиться писать тексты, Аркадий Голиков решил поработать журналистом. В 1926 году он уехал в Пермь в редакцию местной газеты «Звезда». Там писатель каждую неделю публиковал фельетоны о жизни города.
Впервые Голиков подписался псевдонимом Гайдар, когда сдавал в печать рассказ «Угловой дом». Есть несколько версий о происхождении новой фамилии. Первая связана с хакасским словом «хайдар» – куда. Когда писатель воевал в Сибири, он часто спрашивал у местных жителей дорогу. Вторая, что Гайдар – это аббревиатура фразы «Голиков Аркадий из Арзамаса».
В 1929 году Аркадий Гайдар написал автобиографическую повесть «Школа». В этом же году она была напечатана в журнале «Октябрь» под названием «Обыкновенная биография» в рубрике «Пережитое». С таким же названием повесть вышла в свет в 1930 году в двух выпусках «Роман-газета для ребят».
Сюжет охватывает временной промежуток от 1916 до конца 1918 года. Тихий городок Арзамас, реальное училище, детские игры, взбудоражившая город весть о революции. Всё это и многое другое действительно перешло в повесть прямо из мальчишеских лет писателя. Когда Аркадий Голиков (Гайдар) в 1919 году ушёл на гражданскую войну, ему, как и герою повести, Борису Горикову, едва исполнилось пятнадцать лет. Но полного совпадения судеб писателя и героя его повести, конечно, искать не следует. Так, например, в повести отец Бориса Горикова по приговору военного суда царской армии расстрелян, а отец писателя Пётр Исидорович Голиков стал в Красной Армии комиссаром полка. Желая указать на то, что образ Бориса Горикова собирательный, что в нём соединены черты многих юношей, которых позвала на служение народу Великая Октябрьская социалистическая революция, писатель и дал сначала своей повести название «Обыкновенная биография». На «обыкновенность», т.е. типичность своего жизненного пути, как и пути героя повести, Аркадий Гайдар указывал и позже. «Это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное, – писал он в 1934 году. – Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время».
Однако уже после того как повесть вышла в свет, писатель продолжал искать для неё максимально точное, ёмкое название. В 1930 году повесть была издана в Госиздате отдельной книгой под названием «Школа». С этим «именем» она и осталась в советской литературе, рассказывая всё новым и новым поколениям юных читателей о той большой школе жизни, школе борьбы, школе революции, через которую довелось пройти их сверстникам в годы становления Советской власти.
Работал Аркадий Гайдар над этой повестью очень напряжённо, продолжая оттачивать свой стиль, ту особую гайдаровскую интонацию, о которой впоследствии, именно по поводу «Школы», сказал на Первом съезде писателей в 1934 году С. Я. Маршак: «Есть у Гайдара и та теплота и верность тона, которые волнуют читателя…».