Памятные даты. Воронежский край

28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
29 апреля – 135 лет (29.04.1889)
назад родился Афанасьев Леонид Митрофанович (17(29).04.1889–30.10.1971), художник, искусствовед,
29 апреля – 105 лет (29.04.1919)
назад родился Комов Владимир Ефимович (29.04.1919–11.08.2004), писатель, прозаик,
30 апреля – 145 лет (30.04.1879)
назад родился Шатров Илья (Илий) Алексеевич (18(30).04.1879, по др. данным 20.03.1885 – 2.05.1952), военный дирижёр,
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина,
Тел.: +7 (473) 255-38-92
Тел., факс: +7 (473) 255-29-27
E-mail: vounb@govvrn.ru    Схема проезда

Гофман, Э. Т. А. «Щелкунчик»

Гофман, Э. Т. А. «Щелкунчик» – 205 лет (1816)

Эрнст Теодор Амадей Гофман давно вошёл не только в мировой, но и в российский культурный обиход. Ещё в далёком 1836-м о нём писали в России: «… мало ли штук делал он в жизнь свою; чем он не был: и юристом, и декоратором, и журналистом, и стенным живописцем. Отчего же не быть ему русским литератором?»
Первоначально Гофман носил имя Эрнст Теодор Вильгельм, но, будучи поклонником Моцарта, изменил имя в 1805 году. Кроме этого, великий писатель, как композитор, работал под псевдонимом Иоганн Крейслер (Johannes Kreisler).

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776 года в Восточной Пруссии, в городе Кенигсберг (в настоящее время город Калининград). В семье адвоката Кристофа Людвига Гофмана и дочери королевского адвоката Ловизы Альбертины Доффер. Этот союз просуществовал недолго. Когда мальчику было три года, его родители разошлись. С этого времени Эрнст воспитывался в доме бабушки по материнской линии Ловизы Софи Дерфер. Всесторонне одарённый Гофман с ранних лет проявил себя как музыкант, художник и поэт. С 6 лет Эрнст посещал протестантскую школу, где открыл для себя силу французских романов, увлечённо читая Руссо. В 12 лет он уже считался чудо-ребёнком, учился не просто хорошо, а прекрасно. Виртуозно играл на арфе, органе, скрипке и гитаре, владел тремя языками, прекрасно рисовал и сочинял прелестные стихи. После окончания школы не мог определиться только в одном: стать музыкантом или художником? Семья ответила. Будешь юристом, чтобы всегда иметь свой кусок хлеба.
С 1792 года Гофман изучает юриспруденцию в Кёнигсбергском университете. Среди профессуры – сам Иммануил Кант! В 1798 году Гофман сдал второй государственный экзамен и уехал в Берлин работать референдарием апелляционного суда. Столица сразу захватила его в свой водоворот. Концерты, театры, азартные игры, музицирование, опера. Искусство не мешало ему продвигаться по карьерной лестнице. В 1800 году Гофман блистательно сдал третий государственный экзамен и в этом же году его назначают в познаньский окружной суд на должность асессора. Атмосфера маленького городка угнетала молодого человека, привыкшего к столичной суете. Его терзало несоответствие периферийной унылости его буйным фантазиям. В 1803 году он написал в своём дневнике, что окончательно превратился в чиновника и ниже падать некуда. Но позже судьба улыбнулось Гофману, и его переводят из провинции в Варшаву. Там он достигает известности как композитор, даже дирижирует собственные произведения, публикуется его первая соната для фортепиано. Также Гофман пишет свои первые критические статьи как литератор. Он почувствовал себя счастливым и начал всерьёз думать о том, чтобы оставить ненавистную юриспруденцию и целиком отдаться искусству. Но войска Наполеона в 1806 году заняли Варшаву. Гофмана по чьей-то наводке обвинили в шпионаже в пользу Прусского короля, и его семья была вынуждена прятаться на чердаке музыкально собрания, председателем которого был Эрнст Гофман. У тридцатилетнего Гофмана несколько грандиозных по задумке опер, но кому нужно искусство в такие времена? Как юрист он тоже оказался не у дел. Эрнст начинает создавать литературные произведения.
К 1812 году война утихла, Пруссия превратилась в полицейское государство с повсеместным шпионажем и доносами. Гофману же оказана честь определять правого и виноватого в этом беспределе, но поскольку он отличный специалист в юриспруденции, вместо доносов он умудряется оправдывать всё новых и новых либеральных мыслителей.
В 1814 году Гофман, книги которого интересуют уже многих, создаёт произведение «Золотой горшок», а также в этом же время он завершает сочинение оперы «Ундина». Уже на следующий год он начинает писать «Эликсир сатаны», надеясь, что это произведение принесёт ему хорошую прибыль. Но его надежды не оправдались. Зато общественность прекрасно приняла его короткие рассказы, которые он разместил в сборнике «Фантазии в манере Калло».
В 1816 году Гофман создаёт сказку «Щелкунчик и Мышиный король». Замысел «Щелкунчика» родился у Гофмана в ту пору, когда он придумывал и рассказывал сказки детям своего товарища (а впоследствии – биографа) Юлиуса Гитцига – Фрицу и Мари. Позже, записывая произведение, писатель перенёс в него имена и черты характера юных слушателей сказки. Непосредственная работа над историей о Щелкунчике осуществлялась в период с 29 октября по 16 ноября 1816 года. Затем рукопись была передана издателю Георгу Раймеру. Повесть была опубликована в 1-м томе «Детских сказок Карла-Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха де ла Мотт-Фуке и Э. Т. А. Гофмана», вышедшем в Берлине в канун Рождества. Известно, что 16 декабря того же года Гофман уже держал в руках только что поступившие из типографии четыре экземпляра книги, которая считается первым собранием детских романтических сказок в Германии. Три года спустя история про Щелкунчика и Мышиного короля была напечатана в сборнике «Серапионовы братья» («Serapionsbrüder», 1819).
По сюжету сказки в рождественский вечер Фриц и Мари – дети советника медицины Штальбаума – получают от родителей множество подарков: кукол, игрушечных гусар, деревянного коня, крошечную посуду, книжки с картинками. Крёстный Дроссельмейер преподносит им миниатюрный замок с золотыми башнями, по залам которого передвигаются дамы и кавалеры. Чуть позже происходит знакомство детей с ещё одной игрушкой – маленьким уродливым человечком по имени Щелкунчик, умеющим разгрызать твёрдые орехи. Перед сном Мари задерживается возле шкафа, в который на ночь были убраны подарки, и оказывается свидетельницей битвы. Её ведут семиголовый Мышиный король, выбравшийся из-под пола со своим войском, и армия оживших кукол, возглавляемая Щелкунчиком. Девочка стремится защитить маленького человечка, однако чувствует боль в руке и падает на пол. Очнувшись в своей постели, она пытается поведать матери и доктору о ночном сражении, но те считают её повествование отголосками былой горячки. Навестивший Мари крёстный приносит отремонтированного Щелкунчика и рассказывает, что некогда тот был нюрнбергским племянником Дроссельмейера, юношей добрым и благородным. В крохотного уродца он превратился по воле королевы Мышильды. Щелкунчик может вернуть прежний облик, но для этого нужно, чтобы он победил Мышиного короля, а его самого полюбила Прекрасная Дама.
В России повышенный интерес к творчеству Гофмана возник уже после смерти писателя, в 1830-х годах, – в этот период его книги стали читать вслух в светских салонах и литературных кружках Москвы и Петербурга, различные издания стремились получить произведения немецкого романтика, причём публиковались они нередко на французском языке. Первый перевод сказки сделал в 1835 году писатель Владимир Бурнашев под названием «Кукла господин Щелкушка», поместивший произведение в составленной им «Детской книжке».
В течение нескольких десятилетий переводчики не могли прийти к согласию относительно названия сказки. Среди разновидностей, которые периодически появлялись в России, были – «Грызун орехов», «Щелкун», «Человечек-щелкушка». Окончательный вариант закрепился только в 1890-х годах, когда Пётр Ильич Чайковский представил зрителям балет «Щелкунчик», а писательница Зинаида Журавская употребила это слово в своей версии перевода.
Одним из поклонников Гофмана был русский писатель Антоний Погорельский. Хорошо зная немецкий язык, он имел возможность знакомиться с сочинениями писателя-романтика в оригинале. Некоторые особенности творческого почерка Гофмана Погорельский перенёс в свои произведения – речь идёт прежде всего о «Чёрной курице, или Подземных жителях» (1829). Как и «Щелкунчик», волшебная повесть Погорельского является «сказкой о действительности», в которой совмещены грёзы и реальность, вымысел и подлинный мир. Литературоведы отмечают, что своеобразная перекличка между двумя произведениями начинается уже на этапе замысла: если Гофман придумал свою историю во время общения с Фрицем и Мари Гитцигами, то Погорельский сочинил её для своего племянника – будущего писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого.
Герои обеих сказок – Мари и Алёша – внутренне близки: отзывчивая немецкая девочка привязывается к маленькому неказистому Щелкунчику, а впечатлительный русский мальчик заботится о хохлатой курице Чернушке. И в той, и в другой повести границы между вымыслом и действительностью стёрты: Мари вместе со своим новым другом отправляется в путешествие по кукольному царству с Леденцовым лугом и Апельсиновым ручьём; Алёша попадает в подземное королевство, где живут маленькие человечки.
В 1892 году зрителям был представлен балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», либретто к которому создал Мариус Петипа по мотивам произведения Гофмана и более позднего переложения сказки, сделанного Александром Дюма-отцом в 1844 году и получившего название «История Щелкунчика».
По мотивам гофмановской сказки был также создан ряд мультипликационных фильмов. Кроме того, произведение Гофмана легло в основу американского фильма-балета «Щелкунчик» и художественного фильма Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный Король».
В 2018 году вышел фильм «Щелкунчик и четыре королевства» (режиссёры Лассе Халльстрём и Джо Джонстон), в том же году – мультфильм «Гофманиада» (режиссёр Станислав Соколов).

judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777
judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777