Памятные даты. Воронежский край
- 17 сентября – 90 лет (17.09.1934)
- назад (17.09.1934) образован областной Дом народного творчества.
- 18 сентября – 130 лет (18.09.1894)
- назад родился Варейкис Юозас (Иосиф) Михайлович (6(18).09.1894–29.07.1938), партийный и государственный деятель.
- 18 сентября – 100 лет (18.09.1924)
- назад родился Прохоров Валентин Андреевич (18.09.1924–22.07.1983), топонимист, краевед, журналист,
- 21 сентября – 130 лет (21.09.1894)
- назад (9(21).09.1894) при губернском статистическом комитете открылся Воронежский краеведческий музей
- 21 сентября – 80 лет (21.09.1944)
- назад родился Болотов Павел Ефимович (21.09.1944), краевед. Уроженец Россоши Воронежской области.
Анонсы
- Образовательный проект «Выборам все возрасты покорны!» (с 01.09.2024)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (по 15 сентября 2024 г.)
- Всероссийская просветительская акция «Никитинский диктант» (3 октября 2024 г.)
- Эколого-просветительский фотопроект «Случайные шедевры» (с 15 июля по 30 сентября 2024 года)
- Национальный проект «Культура». Модельные муниципальные библиотеки Воронежской области
Советуем почитать
Информация
Памятные даты военной истории России |
-
-
- Конкурс в сфере компьютерной грамотности «Спасибо интернету – 2024»
- Программа долгосрочных сбережений
- Сервис «Попадание в чрезвычайную ситуацию»
- Социальная реклама повышения культуры безопасности населения
- VI Неделя осведомленности о дислексии
- Всероссийский конкурс «Читаем всей семьей»
- Опрос среди людей с инвалидностью
-
Военная служба по контракту | |
Оценить условия предоставления услуг, используя QR-код | |
Есть проблемы? Решим ее вместе |
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Корней Чуковский «Мойдодыр» и «Тараканище»
Корней Чуковский
«Мойдодыр» и «Тараканище» – 100 лет (1922)
31 марта 1882 года родился Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) – личность огромного масштаба. Его имя известно каждому в нашей стране. Только перечисление его литературных профессий займёт немало места. Он – поэт, прозаик, критик, литературовед, историк литературы, мемуарист, исследователь детской психологии. А ещё – переводчик и теоретик перевода, редактор, текстолог, составитель блестящих сборников, один из основоположников советской детской литературы. Самый издаваемый в Советском Союзе и России автор. Тиражи его книг по-прежнему бьют все рекорды, только в 2017-м из печати вышло два миллиона экземпляров. Но для детишек всей страны он стал просто дедушкой Корнеем. Добрый сказочник с одной стороны, и самый недооценённый литератор Серебряного века с другой. «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «От двух до пяти». Все эти и другие произведения Чуковского прочно вписаны в золотой фонд детской литературы. Именно с них почти все дети вступают в мир сказки, литературы и самостоятельного чтения.
100-летний юбилей в 2022 году отмечают два произведения: «Тараканище» и «Мойдодыр». Как рассказывал сам Корней Чуковский, написал их он в 1921 году. Книга вышла в конце 1922 года в петроградском издательстве «Радуга», а на титульном листе обозначен 1923.
Весной 1921 года Чуковский начал работу над известным своим творением – «Тараканище». Работал над стихотворением он очень долго, придумывая и отвергая десятки, если не сотни рифм. Окончательный вариант сказки мог уместиться на пяти страницах. Её опубликовали позднее, и фурор она произвела не только среди юной аудитории, но и взрослых. Ужасный таракан держит в страхе всё звериное царство без исключения. Рыжего, усатого насекомого боятся все в округе. Стоит зверям увидеть его на горизонте, они сразу кидаются в рассыпную по норам, больно жутким он им казался. Даже сильные и большие животные: слоны, медведи, волки и те дрожали от страха. Так бы и жили звери, боясь за жизнь свою и детей, если бы однажды в город не залетел смельчак воробей…
Яркие образы, интересные картинки предстают перед воображением ребёнка, когда он слушает эту сказку. Она учит быть смелым, не поддаваться бессмысленным и надуманным страхам, сражаться с ними и здраво оценивать окружающий мир.
Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось достаточно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я кроме “Мойдодыров” и “Мух-Цокотух” вообще ничего не писал». О своей первой книге для детей Чуковский говорил так: «Собранные здесь стихи написаны мною нечаянно». Он начал сочинять для юных читателей, когда возглавил по приглашению Максима Горького детский отдел издательства «Парус». Первую сказку в стихах Корней Иванович написал для своих детей. Потом стали появляться новые и новые чудесные сказки. Их ждали уже все малыши, а вскоре эти сказки стали читать во всём мире. В 1920-е годы Чуковский становится тем, кем знают его буквально все – сказочником. Именно в эти годы он пишет свои главные шедевры, которые вошли в массовое сознание и стали современным фольклором. Но судьба их оказалась непростой, несмотря на популярность. В то время сказки писателя запрещают, не печатают. Они на долгие годы ложились «в стол». Чуковского поддерживали Горький и Маршак, но запрещённые сказки вернулись к детям только в годы оттепели, выросло целое поколение детей, которое познакомились со сказками Чуковского, будучи уже взрослыми, читая их своим детям и внукам.
«Мойдодыр» – детская сказка в стихах, названная по имени одного из её героев. «Мойдодыру» принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. Интересна история создания сказки. Однажды Корней Иванович работал в кабинете и вдруг услышал горький плач. Плакала его младшая дочь Мурочка, выражая нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершенно неожиданно для себя сказал: «Надо, надо умываться, по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам». Так родился на свет «Мойдодыр». Продолжение сказка увидела на бумаге и стала спасением для родителей той эпохи. Капризы детей сходили на нет после рассказов о Мойдодыре. Смысл сказки прост: нужно умываться каждый день, чтобы не прослыть грязнулей, как мальчик из знаменитого повествования. Подобно детским страшилкам, оно завораживало малышей и заставляло умываться и чистить зубы. Детское сознание, каждому необходимому действию требовавшее подтверждения, получало его благодаря строчкам писателя. Чуковский не был детским психологом, но «Мойдодыр», как и другие сказки поэта, построен на глубоких связях, взывающих к детскому подсознанию и позволяющих быстро добиться прогресса в воспитании. Корней Чуковский использовал простые повествовательные приёмы, вовлекающие детей в игру и заставляющие фантазию работать. Он отправлял в пляс предметы в квартире, приводил в движение всё, что окружает малыша. Дети советской эпохи наизусть знали стих, главным героем которого стали маленький мальчик и говорящий умывальник. Здесь, как и в любой сказке, описывается противостояние добра и зла. На светлой стороне выступает Мойдодыр с заветами о чистоте, а на тёмной – неряшливость. Финалом произведения стал гимн воде, а образ Мойдодыра приобрёл символическое значение, он не раз трансформировался, но не утратил актуальности и сегодня, спустя сто лет. Сказка, написанная в 1922 году, неоднократно экранизировалась посредством мультипликации.
Чуковский был твердо убеждён, что цель сказочника состоит, прежде всего, в том, чтобы «какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, пережить чужую судьбу, как свою». Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу».