Памятные даты. Воронежский край

20 апреля – 85 лет (20.04.1939)
назад (20.04.1939) был обpазован Железнодоpожный pайон г. Воронежа.
21 апреля – 125 лет (21.04.1899)
назад родился Замятнин Сергей Николаевич (9(21).04.1899–5.11.1958), археолог, коллекционер,
28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина,
Тел.: +7 (473) 255-38-92
Тел., факс: +7 (473) 255-29-27
E-mail: vounb@govvrn.ru    Схема проезда

Лесков Н. С. «Левша»

Лесков Н. С. «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» – 140 лет (1881)

Николай Семёнович Лесков – один из самых незаслуженно забытых русских писателей и при этом один из самых гениальных. Многие помнят его со школьных лет по таким произведениям как: «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник». Творчество Лескова нравилось Ф. М. Достоевскому, некоторое время они сотрудничали в журнале братьев Достоевских «Время».
А. П. Чехов дружил с Лесковым, называл одним из первых своих учителей, в некоторой мере даже подражал его творчеству, у писателей было много общего. Л. Н. Толстой любил Лескова, восхищался, критиковал и называл «самым русским из русских писателей». Писателя заслуженно ставят в один ряд с классиками русской литературы.

Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля 1831 года в посёлке Горохово Орловской губернии. Отец, Семён Дмитриевич Лесков, был представителем старинного рода священнослужителей, так как его отец и дед служили в церквушке села Лески, фамилия у них была Лесковы. Отец писателя тоже хотел идти по стопам своих предков, но, окончив семинарию, решил стать следователем и начал работать в Орловской уголовной палате. У него проявился талант распутывать самые сложные и запутанные дела. Именно поэтому его быстро продвинули по карьерной лестнице и наградили дворянским титулом. Мать будущего писателя – Мария Петровна – относилась к одному из обедневших поколений московского дворянства. В семье подрастали две дочери и три сына. Николай был первенцем. Когда ему исполнилось 8 лет, у отца произошла большая ссора с начальством, и тогда вся семья переехала жить в деревню Панино Орловской губернии. Там его отец начал заниматься сельским хозяйством.
Коля учился в Орловской гимназии. Предметы ему давались очень тяжело, и поэтому за пять лет учёбы на руки он получил свидетельство об окончании всего лишь двух классов. Специалисты, изучавшие биографию Лескова, винят в этом тогдашнюю систему образования, которая зубрежкой напрочь отбивала желание по-настоящему постигать науки, тем более у таких неординарных мальчиков, как Коля Лесков.
После окончания учёбы отец устроил своего сына работать служащим в уголовную палату. Через год Семён Лесков скончался от холеры. Следом семью постигает ещё одно горе – сгорает дотла их дом со всем нажитым имуществом. Николай тут же подаёт прошение, и его переводят в казённую палату Киева. В этом городе тогда проживал его родной дядя, который был профессором, преподающим в одном из вузов. В это золотое для него время он занимается тем, к чему у него лежала душа – он увлекается языками, философией, литературой. Затем становится вольнослушателем в университете, где много общается в кругах старообрядцев и сектантов. Но богатый жизненный опыт будущий писатель получил у другого дяди – мужа маминой сестры – англичанина, который позвал племянника в свою компанию «Шкот и Вилькенс». Такая должность предполагала длительные поездки по всей России.
Мысль посвятить свою жизнь писательскому искусству посещала Лескова неоднократно. Впервые он задумался об этом в командировках от компании «Шкот и Вилькенс», которые дарили ему интересные события и общение с людьми, впоследствии становившимися его персонажами.
Лесков первые свои шаги в литературе сделал как публицист, когда стал писать статьи «на злобу дня» в киевские и петербургские газеты. В них зазвучала критика и обвинение в коррупции в адрес чиновников и полицейских врачей, благодаря чему было заведено несколько служебных расследований. Это говорило о явном успехе начала его творческой деятельности. Как автор художественных произведений, он попробовал себя в повести «Амур в лапоточках», напечатанной в журнале «Библиотека для чтения». О нём сразу же заговорили как о великолепном авторе, умеющем ярко и точно передавать трагичные женские образы. Вслед за первой пробой были написаны очерки «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница» и др. Он мастерски вплетался в тёмную сторону жизни с индивидуальным юмором и сарказмом – так зародился его уникальный стиль, который потом был признан разновидностью сказа. Немного позже в круг его литературных интересов вошла драматургия, и он начинает заниматься театральными пьесами. Одной из самых популярных оказалась пьеса «Расточитель».
В таких произведениях, как «На ножах», «Некуда», «Обойдённые», он высмеивал революционных демократов и нигилистов и говорил о неготовности России к радикальным переменам. Из-за его романов редакторы журналов устроили ему бойкот, только редактор журнала «Русский вестник» в лице Михаила Каткова не отказывался от работы с ним, но и он нещадно исправлял рукописи. Поэтому работать Лескову с ним не хотелось.
Следующее его произведение под названием «Левша» стало великим сокровищем русской литературы. Из него вышла настоящая легенда об оружейных дел мастере.
Так как Николай Семёнович Лесков постоянно ездил в различные командировки, он имел огромную возможность больше узнавать о русском народе, общаться с его представителями. Именно поэтому герои его произведений – простые люди, которые отличаются своим трудолюбием, жизнерадостностью и милосердием. Так, в 1878 году Николай Лесков проводит лето в Сестрорецке, а именно у служащего местного оружейного завода. Здесь на Лескова влияет народный фольклор. Писатель тогда услышал прибаутку про английскую блоху, которую смогли подковать тульские мастера. Именно тогда и рождается замысел данного произведения. Сам Лесков в первоначальном предисловии, которое было напечатано лишь два раза, писал, что именно в Сестрорецке он приступил к созданию известного всем произведения.
Любопытно, что у повести изначально имелось предисловие, которые было напечатано только дважды – в 1882 и 1884 годах. Впоследствии это предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.
Вот как выглядело это «вырезанное» предисловие: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяким случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Cecтрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра I. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти: он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил “по старой вере”, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением».
Лесков отмечал, что написание произведения было сложным, так как в нём он хотел отразить актуальные для того времени вопросы и проблемы, а также показать свое отношение ко всему этому.
Композиционно «Левша» делится на четыре части: первая излагает историю появления блохи в России, вторая описывает, как английскую блоху подковали тульские мастера, третья посвящена путешествию Левши в Англию и его возвращению, четвёртая рассказывает о бесславном конце великого мастера. Все эти сюжетные линии перекликаются, и основная перекличка развивается по линии «Россия – Европа»: важна здесь разница в отношении к мастеру, его труду, оружию, техническому прогрессу.
Впервые повесть была напечатана в газете «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». В это время у Лескова было плохая репутация как у автора. Однако редактор Иван Сергеевич Аксаков, который и попросил Лескова написать «что-нибудь беллетрическое», идёт на этот риск, публикуя «Левшу». Отдельным изданием повесть впервые напечатана в 1882 году. В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.
События повести начинаются приблизительно в 1815 году. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже. Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.
Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав все ноги крошечной блохи. Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе и жениться, но он отказался.
На обратном пути в Россию Левша держал с «полшкипером» (помощником шкипера) пари, по которому они должны были перепить друг друга. По прибытии в Петербург моряка привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, не получив должной медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «– Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение. Этому помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся», и, по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, – в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Повесть «Левша» – это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения – это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон, Твердиземное море и др.
Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. Имя Левша в русском языке стало нарицательным, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками, а выражение «подковать блоху» стало фразеологизмом.
Прототипом тульского Левши считается Алексей Михайлович Сурнин (1767–1811). Он был послан в Англию для обучения и проработал на одном из лучших английских заводов несколько лет в качестве помощника владельца. По приезде домой он многое сделал для обучения рабочих, а также разработки и внедрения новых инструментов.

Произведения Николая Семеновича Лескова вдохновляли и продолжают вдохновлять не только российских, но и зарубежных режиссёров. К его творчеству заставляют возвращаться экранизации. Фильмы часто побуждают нас перечитать книгу и наоборот.
«Левша» (1986). Режиссёр Сергей Овчаров. В жанре русского лубка фильм пересказывает известную байку о таланте оружейника Левши и его мятущейся душе.
«Левша» – мультипликационный фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано (1964).
26 июня 2013 года на второй сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы Р. К. Щедрина «Левша».

judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777
judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777