Памятные даты. Воронежский край
- 20 апреля – 85 лет (20.04.1939)
- назад (20.04.1939) был обpазован Железнодоpожный pайон г. Воронежа.
- 21 апреля – 125 лет (21.04.1899)
- назад родился Замятнин Сергей Николаевич (9(21).04.1899–5.11.1958), археолог, коллекционер,
- 28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
- назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
- 28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
- назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (с 15 апреля 2024 г.)
- Всероссийский культурно-просветительский конкурс «Тургенев и Франция: сюжеты, думы, переводы» (26.03.2024-27.05.2024)
- Литературный марафон «Читая Пушкина…» (с 18 марта по 30 июня 2024 года)
- Выставка «Ходить по воде: Жизнь и свидетельство матери Марии...» (до 06.05.2024)
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Лесков Н. С. «Левша»
Лесков Н. С. «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» – 140 лет (1881)
Николай Семёнович Лесков – один из самых незаслуженно забытых русских писателей и при этом один из самых гениальных. Многие помнят его со школьных лет по таким произведениям как: «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник». Творчество Лескова нравилось Ф. М. Достоевскому, некоторое время они сотрудничали в журнале братьев Достоевских «Время».
А. П. Чехов дружил с Лесковым, называл одним из первых своих учителей, в некоторой мере даже подражал его творчеству, у писателей было много общего. Л. Н. Толстой любил Лескова, восхищался, критиковал и называл «самым русским из русских писателей». Писателя заслуженно ставят в один ряд с классиками русской литературы.
Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля 1831 года в посёлке Горохово Орловской губернии. Отец, Семён Дмитриевич Лесков, был представителем старинного рода священнослужителей, так как его отец и дед служили в церквушке села Лески, фамилия у них была Лесковы. Отец писателя тоже хотел идти по стопам своих предков, но, окончив семинарию, решил стать следователем и начал работать в Орловской уголовной палате. У него проявился талант распутывать самые сложные и запутанные дела. Именно поэтому его быстро продвинули по карьерной лестнице и наградили дворянским титулом. Мать будущего писателя – Мария Петровна – относилась к одному из обедневших поколений московского дворянства. В семье подрастали две дочери и три сына. Николай был первенцем. Когда ему исполнилось 8 лет, у отца произошла большая ссора с начальством, и тогда вся семья переехала жить в деревню Панино Орловской губернии. Там его отец начал заниматься сельским хозяйством.
Коля учился в Орловской гимназии. Предметы ему давались очень тяжело, и поэтому за пять лет учёбы на руки он получил свидетельство об окончании всего лишь двух классов. Специалисты, изучавшие биографию Лескова, винят в этом тогдашнюю систему образования, которая зубрежкой напрочь отбивала желание по-настоящему постигать науки, тем более у таких неординарных мальчиков, как Коля Лесков.
После окончания учёбы отец устроил своего сына работать служащим в уголовную палату. Через год Семён Лесков скончался от холеры. Следом семью постигает ещё одно горе – сгорает дотла их дом со всем нажитым имуществом. Николай тут же подаёт прошение, и его переводят в казённую палату Киева. В этом городе тогда проживал его родной дядя, который был профессором, преподающим в одном из вузов. В это золотое для него время он занимается тем, к чему у него лежала душа – он увлекается языками, философией, литературой. Затем становится вольнослушателем в университете, где много общается в кругах старообрядцев и сектантов. Но богатый жизненный опыт будущий писатель получил у другого дяди – мужа маминой сестры – англичанина, который позвал племянника в свою компанию «Шкот и Вилькенс». Такая должность предполагала длительные поездки по всей России.
Мысль посвятить свою жизнь писательскому искусству посещала Лескова неоднократно. Впервые он задумался об этом в командировках от компании «Шкот и Вилькенс», которые дарили ему интересные события и общение с людьми, впоследствии становившимися его персонажами.
Лесков первые свои шаги в литературе сделал как публицист, когда стал писать статьи «на злобу дня» в киевские и петербургские газеты. В них зазвучала критика и обвинение в коррупции в адрес чиновников и полицейских врачей, благодаря чему было заведено несколько служебных расследований. Это говорило о явном успехе начала его творческой деятельности. Как автор художественных произведений, он попробовал себя в повести «Амур в лапоточках», напечатанной в журнале «Библиотека для чтения». О нём сразу же заговорили как о великолепном авторе, умеющем ярко и точно передавать трагичные женские образы. Вслед за первой пробой были написаны очерки «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница» и др. Он мастерски вплетался в тёмную сторону жизни с индивидуальным юмором и сарказмом – так зародился его уникальный стиль, который потом был признан разновидностью сказа. Немного позже в круг его литературных интересов вошла драматургия, и он начинает заниматься театральными пьесами. Одной из самых популярных оказалась пьеса «Расточитель».
В таких произведениях, как «На ножах», «Некуда», «Обойдённые», он высмеивал революционных демократов и нигилистов и говорил о неготовности России к радикальным переменам. Из-за его романов редакторы журналов устроили ему бойкот, только редактор журнала «Русский вестник» в лице Михаила Каткова не отказывался от работы с ним, но и он нещадно исправлял рукописи. Поэтому работать Лескову с ним не хотелось.
Следующее его произведение под названием «Левша» стало великим сокровищем русской литературы. Из него вышла настоящая легенда об оружейных дел мастере.
Так как Николай Семёнович Лесков постоянно ездил в различные командировки, он имел огромную возможность больше узнавать о русском народе, общаться с его представителями. Именно поэтому герои его произведений – простые люди, которые отличаются своим трудолюбием, жизнерадостностью и милосердием. Так, в 1878 году Николай Лесков проводит лето в Сестрорецке, а именно у служащего местного оружейного завода. Здесь на Лескова влияет народный фольклор. Писатель тогда услышал прибаутку про английскую блоху, которую смогли подковать тульские мастера. Именно тогда и рождается замысел данного произведения. Сам Лесков в первоначальном предисловии, которое было напечатано лишь два раза, писал, что именно в Сестрорецке он приступил к созданию известного всем произведения.
Любопытно, что у повести изначально имелось предисловие, которые было напечатано только дважды – в 1882 и 1884 годах. Впоследствии это предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.
Вот как выглядело это «вырезанное» предисловие: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяким случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Cecтрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра I. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти: он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил “по старой вере”, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением».
Лесков отмечал, что написание произведения было сложным, так как в нём он хотел отразить актуальные для того времени вопросы и проблемы, а также показать свое отношение ко всему этому.
Композиционно «Левша» делится на четыре части: первая излагает историю появления блохи в России, вторая описывает, как английскую блоху подковали тульские мастера, третья посвящена путешествию Левши в Англию и его возвращению, четвёртая рассказывает о бесславном конце великого мастера. Все эти сюжетные линии перекликаются, и основная перекличка развивается по линии «Россия – Европа»: важна здесь разница в отношении к мастеру, его труду, оружию, техническому прогрессу.
Впервые повесть была напечатана в газете «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». В это время у Лескова было плохая репутация как у автора. Однако редактор Иван Сергеевич Аксаков, который и попросил Лескова написать «что-нибудь беллетрическое», идёт на этот риск, публикуя «Левшу». Отдельным изданием повесть впервые напечатана в 1882 году. В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.
События повести начинаются приблизительно в 1815 году. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже. Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.
Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав все ноги крошечной блохи. Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе и жениться, но он отказался.
На обратном пути в Россию Левша держал с «полшкипером» (помощником шкипера) пари, по которому они должны были перепить друг друга. По прибытии в Петербург моряка привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, не получив должной медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «– Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение. Этому помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся», и, по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, – в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Повесть «Левша» – это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения – это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон, Твердиземное море и др.
Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. Имя Левша в русском языке стало нарицательным, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками, а выражение «подковать блоху» стало фразеологизмом.
Прототипом тульского Левши считается Алексей Михайлович Сурнин (1767–1811). Он был послан в Англию для обучения и проработал на одном из лучших английских заводов несколько лет в качестве помощника владельца. По приезде домой он многое сделал для обучения рабочих, а также разработки и внедрения новых инструментов.
Произведения Николая Семеновича Лескова вдохновляли и продолжают вдохновлять не только российских, но и зарубежных режиссёров. К его творчеству заставляют возвращаться экранизации. Фильмы часто побуждают нас перечитать книгу и наоборот.
«Левша» (1986). Режиссёр Сергей Овчаров. В жанре русского лубка фильм пересказывает известную байку о таланте оружейника Левши и его мятущейся душе.
«Левша» – мультипликационный фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано (1964).
26 июня 2013 года на второй сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы Р. К. Щедрина «Левша».