Памятные даты. Воронежский край

28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
29 апреля – 135 лет (29.04.1889)
назад родился Афанасьев Леонид Митрофанович (17(29).04.1889–30.10.1971), художник, искусствовед,
29 апреля – 105 лет (29.04.1919)
назад родился Комов Владимир Ефимович (29.04.1919–11.08.2004), писатель, прозаик,
30 апреля – 145 лет (30.04.1879)
назад родился Шатров Илья (Илий) Алексеевич (18(30).04.1879, по др. данным 20.03.1885 – 2.05.1952), военный дирижёр,
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина,
Тел.: +7 (473) 255-38-92
Тел., факс: +7 (473) 255-29-27
E-mail: vounb@govvrn.ru    Схема проезда

Н. С. Лесков «Очарованный странник», «Запечатленный ангел»

Николай Семёнович Лесков
«Очарованный странник», «Запечатленный ангел» – 150 лет (1873)

Лесков – один из удивительных и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. Лев Николаевич Толстой назвал Лескова «самым русским писателем», а Антон Павлович Чехов считал одним из своих учителей. Можно сказать, что творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале двадцатого века, когда увидели свет статьи Горького и Эйхенбаума. «Как художник слова, Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров… – писал Горький, – а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих». Поистине пророческими оказались слова Льва Толстого о том, что Николай Семёнович – это «писатель будущего». Его называют родоначальником русского сказа, одним из самых знаменитых сказителей русской словесности, настоящим художником и чародеем образного слова. А ещё Лескова зовут русским Диккенсом. Он автор множества романов, повестей и рассказов: «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», «Левша»…
В творчестве Николая Семёновича Лескова есть удивительное, ни на что не похожее произведение, в котором автор предпринял попытку рассмотреть русскую действительность сквозь призму религии. Главным героем своей повести «Очарованный странник» писатель выбрал весьма колоритный мужской образ, в котором воплотил истинно русский характер с его широкой душой и бесконечными внутренними противоречиями. Лесков показал, насколько тесно связана ментальность русского народа с православием. Облачив своё произведение в форму знаменитой притчи о блудном сыне, он поставил перед читателем извечные вопросы, которые на протяжении многих столетий не дают покоя всему человечеству.
Замысел «Очарованного странника» возник у писателя летом 1872 года во время путешествия по Ладожскому озеру в Корелу и на Валаам, где жили монахи. Эта поездка оказала на него столь сильное впечатление, что он решил написать книгу, связанную с духовным поиском человека. Несмотря на всю сложность поднятой темы, работа далась Лескову легко. Он создал повесть буквально на одном дыхании. Уже к концу 1872 года она была готова. Лесков озаглавил её как «Чернозёмный Телемак», тем самым ссылаясь на древнегреческую мифологию. Как известно, Телемак был одним из героев поэмы Гомера (отважный сын Пенелопы и Одиссея отправился на поиски своего бесследно пропавшего отца). В этом образе Лесков увидел сходство со своим героем, который также отправился в долгий, полный опасностей и соблазнов путь в поисках своего истинного предназначения. После прочтения повести редактор «Русского вестника» Катков вернул её обратно автору, сказав, что материал достаточно «сырой». Также он порекомендовал изменить название, которое, на его взгляд, совершенно не вязалось с содержанием книги. После некоторых раздумий Лесков отнёс повесть в издательство «Русский мир», где она и была впервые опубликована в августе-сентябре 1873 года под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». Писатель посвятил её С. Е. Кушелеву, в доме которого повесть была впервые прочитана. А вскоре вышла отдельная книга «Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова». Позже автор включил книгу в цикл «Праведники».
На плывущем по Ладожскому озеру пароходе собирается компания случайных попутчиков. Между пассажирами парохода возникает спор о том, есть ли на Руси праведники? Никто не хочет рассказывать о своей жизни. И лишь один то ли монах, то ли послушник с внешностью былинного богатыря – Иван Флягин – решается поведать свою историю, хотя и предупреждает, что он «большой грешник».
Повесть делится на 20 глав. Первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то могу рассказать»).
Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Повесть схожа с жанром бытия, страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом…
Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нём насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь. Повесть Лескова «Очарованный странник» заняла высокое место среди лучших исторических книг. А описание автором русского быта можно считать непревзойдённым шедевром и в XXI веке, поскольку оно остаётся актуальным и по сию пору. По широте охвата сюжетов и тем произведения Николая Семёновича Лескова можно считать энциклопедией русской жизни.
Повесть «Запечатленный ангел» – настоящая жемчужина великой русской прозы девятнадцатого века, своеобразный «святочный рассказ» со светлым смыслом и моралью, написана Николаем Лесковым в 1872 году. Первоначально повесть была предложена в журнал «Беседа», но её не принял издатель. Первая публикация состоялась в «Русском вестнике» в № 1 за 1873 год. Повесть писалась в течение полугода. Автор получил за неё гонорар в размере пятисот рублей. Близость «Запечатленного ангела» к рождественскому рассказу вызвала к нему благосклонное внимание царя Александра II. Лесков пользовался «высочайшим» отзывом, чтобы оградить повесть от посягательств цензуры.
По утверждению биографа, сына писателя – Алексея, повесть стала результатом интереса автора к иконописи. Лесков был одним из первых, кто обратил на неё внимание, чем предвосхитил последующее так называемое «открытие иконы».
«Запечатленный ангел» представляет собой «рассказ в рассказе». Произведение состоит из шестнадцати глав. Первая – экспозиция. Действие происходит 31 декабря. Перед читателями предстаёт затерянный среди степи постоялый двор. В нём укрылось от непогоды множество путников разных сословий. Они разговорились между собой и один из них начал утверждать, что «всякого истинно верующего человека по жизни сам ангел ведёт и его самого тоже ангел водил». С этого момента он начинает рассказывать своим собеседникам невероятную историю, свидетелем которой был лично. Случилась она в артели каменщиков-старообрядцев, которые кочевали по всей России в поисках работы. Повсюду с собой они возили старинную строгановского письма чудотворную икону ангела-хранителя. Старообрядцы-артельщики верили в её силу. Но власти конфисковали иконы, а лик ангела полицейские осквернили сургучными печатями и отправили в «новообрядческий» монастырь. Произведение рассказывает о чудесном возвращении иконы к раскольникам. «На бога надейся, а сам не плошай». Именно так решили в артели старообрядцев, потерпев очередное гонение на свою веру. И отрядили выручать самую дорогую свою, ангельскую икону двоих отчаянных мужичков…
Повесть «Запечатленный ангел» – одно из самых знаменитых сочинений Николая Семёновича Лескова, занимает особое место в его творческой и духовной биографии. В повести отразились, с одной стороны, лучшие черты стиля писателя – непревзойдённое мастерство особого лесковского языка, глубокое знание и умение передать своеобразие русской жизни в разных её слоях и сословиях, искреннее почитание и внимательное изучение отечественной старины – будь то старообрядческая община или старинная икона. С другой стороны, повесть «запечатлела» и особенность духовного пути Лескова, его неустанный поиск правды и праведников на Руси, его «очарованность» своими собственными представлениями о вере, которая и привела позднее писателя ко многим заблуждениям и неверным оценкам.
Так сложилось, что Николаю Семёновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосводе русской литературы второй половины XIX века. Нелюбимый, затравленный, неоценённый и непризнанный современниками, он прошёл большой, сложный, временами мучительный жизненный и литературный путь. Своеобразный, отдельный во всём, замкнутый в себе художник оказался не нужен своему времени. Однако свет звезды Лескова достиг двадцатого столетия и сполна пролился на прозу этого времени. Среди тех, кто испытал его: Сологуб, Ремизов, Замятин, Зайцев, Бабель, Шмелёв…. Причём новая литература откликнулась именно на то, что не приняла в Лескове современная ему эпоха.

judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777
judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777