Памятные даты. Воронежский край

29 января – 100 лет (29.01.1922)
назад родился Мещеряков Александр Сергеевич (29.01.1922–10.07.2004), скульптор, член Союза художников СССР (1951).
1 февраля – 75 лет (01.02.1947)
назад родился Путилин Владислав Николаевич (1.02.1947), государственный и военный деятель,
2 февраля – 185 лет (02.02.1837)
назад родился Шкляревский Александр Андреевич (21.01(2.02).1837–23.10.1883), основоположник жанра «уголовного романа» (детектива) в России. Уроженец местечка Ирклеево Золотоношского уезда Полтавской губернии (ныне село Ирклеево Чернобаевского района Черкасской области Украины). Учился в 1-й Харьковской гимназии, окончил уездное училище в г. Валуйки Воронежской губернии. Преподавал в низших учебных заведениях Воронежской губернии. С начала 1860-х гг. начал печататься в «Воронежских губернских ведомостях». Первое произведение в жанре детектива было опубликовано в журнале «Дело» и имело значительный успех. С 1870 г. жил в Санкт-Петербурге. Автор множества рассказов, повестей, романов. В 2019 г. в серии «Историко-литературные памятники Воронежского края» вышла книга А. А. Шкляревского «Рассказы судебного следователя». Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина, 2 Тел., факс: +7 (473) 255-05-91 E-mail: vounb@govvrn.ru       Схема проезда

Ответы на вопросы викторины «В сердцах людей “дьявол с богом борется”»

Викторина «В сердцах людей “дьявол с богом борется”»: музыка в жизни Ф.М. Достоевского и музыка его произведений в сочинениях российских и зарубежных композиторов

Первый уровень сложности

1. Назовите любимых композиторов Достоевского.
Ответ. В годы пребывания за границей одной из немногих радостей для Достоевского была музыка, особенно дорогих его сердцу Моцарта и Бетховена.
2. Назовите любимое музыкальное произведение зарубежного композитора писателя.
Ответ. Опера Бетховена «Фиделио». (Подтверждение этому можно найти в воспоминаниях А. Г. Достоевской).
3. Достоевский с большой симпатией относился к немецким композиторам, однако в любом правиле находится исключение. Назовите имя этого «исключения».
Ответ. Достоевский не любил музыку Вагнера. Он сравнивал композитора с Бисмарком. По-видимому, творения Вагнера у писателя ассоциировались с экспансивной политикой Пруссии.
4. Назовите любимое музыкальное произведение отечественного композитора у писателя.
Ответ. «Руслан и Людмила» Глинки. Известно, что это одно из самых сильных эстетических впечатлений писателя
5. Опера С. Прокофьева по мотивам романа «Игрок» имеет две редакции. Вторая редакция увидела свет в 1927 году. Либретто в ней переведено на французский язык. Назовите имя переводчика.
Ответ. Поль Спаак (Пауль Спак).
6. Последней оперой чешского композитора Леоша Яночека стала опера «Из мёртвого дома». Назовите место первой постановки этого произведения. Подсказка: данный город является побратимом Воронежа.
Ответ. Брно.
7. Много внимания общественной роли искусства, в особенности музыки, уделялось в кружке петрашевцев. Петрашевский полагал, что музыка – это не праздная забава или развлечение, а важная часть сферы жизни общества. Однако не все соратники были с ним согласны. Среди них был и Достоевский. Какой он видел музыку?
Ответ. В те годы Достоевский придерживался романтического мировоззрения, а потому считал, что музыка как искусство, способное отразить все явления действительности в полной мере, немыслима. Писатель считал, что музыка – это, прежде всего, выражение чего-то глубоко личного.
8. Музыка является важной частью «Преступления и наказания». Она не просто фон, она – фактически отдельное действующее лицо в тексте. Приведите несколько музыкальных примеров из романа.
Ответ. Музыка в романе выражает внутреннее состояние героев романа. Одинокого Раскольникова тянет в трактир к орущим песни людям; обезумевшая Катерина Ивановна заставляет петь и плясать детей на улице; хочет забыться с помощью песни Свидригайлов в большом зале трактира «при криках отчаянного хора песенников».
9. Критики полагают, что по духу среди русских композиторов к Достоевскому ближе всех Мусоргский, который также говорил о судьбах униженных и оскорблённых. Однако из членов Могучей кучки творчеством писателя больше прочих коллег интересовался другой композитор. Назовите его имя.
Ответ. Ц. Кюи. Композитор, несмотря на то что предпочитал работать с мелодраматическим материалом, проявлял интерес к роману «Братья Карамазовы».
10. Кто работал над музыкой для телефильма «Идиот»?
Ответ. И. Корнелюк.

Второй уровень сложности

1. В музыковедении существует такое явление как полифония (от др.-греч. «многозвучие»). Полифония представляет собой вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух или более мелодических линий (или голосов). Творчеству Достоевского внезапно также присуща полифония. Какой из литературоведов обнаружил это? В чём суть данного явления?
Ответ. О полифонизме романов Достоевского писал М. М. Бахтин. Бахтин считал, что художественный полифонизм предполагает «множественность не приведённых к одному идеологическому знаменателю центров – сознаний». Из этого вытекает тезис о самостоятельности героя-субъекта сознания по отношению к автору (т.е. авторская позиция не преобладает над позицией героев).
2. Музыкальный вкус Достоевского сформировался не в последнюю очередь благодаря встречам с поэтами, художниками и знаменитыми музыкантами в салонах в 1840-х гг. Кто из владельцев салонов оказал наибольшее влияние на музыкальные предпочтения писателя?
Ответ. В. Ф. Одоевский. Почитатель Моцарта, Бетховена, Глинки и Берлиоза, он был автором «Русских ночей» — книги, которую хорошо знал Достоевский, взявший из неё эпиграф к «Бедным людям». «Русские ночи» поспособствовали более глубокому пониманию писателем творчества немецких композиторов (например, Баха, Бетховена).
3. Достоевский мог создавать характеристику героя через его отношение к искусству, в частности, к музыке. Приведите пример из романа «Бесы».
Ответ. В подготовительных материалах к роману «Бесы», где Достоевский разрабатывал характеристику Нечаева, есть интересные наброски диалогов. Нечаеву рассказывают о романе «Что делать?», в котором представлена картина концертов, перед которыми «Бетховен – букашка». Герой отвечает, что романа не читал и что сочинитель не дошёл «до главной точки». По его мнению, музыка не нужна, так как искусство развращает («необходимо лишь необходимое»).
4. В молодости Достоевский обожал оперу. Следы этого увлечения можно обнаружить в его прозе, например, в рассказе «Чужая жена и муж под кроватью»: «Нужно заметить, что в то время процветали две партии и каждая стояла за свою примадонну». О каких партиях идёт речь?
Ответ. Речь о «партиях» двух примадонн – Терезы де Джули Борси и Эрминии Фреццолини. Достоевский был ярым «борсистом». Он считал Фреццолини «куклой с хорошим голосом», которая «мяукает, словно беленькая кошечка, колыбельную песенку».
5. Назовите первое музыкальное произведение по мотивам произведений Достоевского.
Ответ. Опера «Ёлка» композитора В. И. Ребикова. В её основу легли рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и сказка Андерсена «Девочка со спичками».

judi online live skor
judi bola slot pragmatic situs judi bola situs judi bola idn poker
agen togel terbesar