Памятные даты. Воронежский край

25 ноября – 100 лет (25.11.1920)
назад родился Руденко Иван Михайлович (25.11.1920–22.12.1997), баянист-концеpтмейстеp, заслуженный артист РСФСР (1958)
26 ноября – 95 лет (26.11.1925)
назад родился Тимошечкин Михаил Фёдорович (26.11.1925–2.03.2013), поэт, историк-краевед, член Союза писателей России (1995).
26 ноября – 70 лет (26.11.1950)
назад pодился Анчуков Иван Алексеевич (26.11.1950), художник-каpикатуpист, издатель, член Союза журналистов (1994)
27 ноября – 150 лет (27.11.1870)
назад (15(27).11.1870) положено начало истории Воpонежского базового медицинского колледжа
27 ноября – 80 лет (27.11.1940)
назад родился Дроздов Глеб Борисович (27.11.1940–16.12.2000), режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1982).
27 ноября – 70 лет (27.11.1950)
назад родился Михин Александр Владимирович (27.11.1950), мастер по художественной обработке дерева,
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина, 2 Тел., факс: +7 (473) 255-05-91 E-mail: vounb@govvrn.ru       Схема проезда

Салтыков-Щедрин М. Е. «История одного города»

Салтыков-Щедрин М. Е. «История одного города» – 150 лет (1870)

Сатира Салтыкова-Щедрина – особое явление в русской литературе. Его индивидуальность заключается в том, что он ставит перед собой принципиальную творческую задачу: выследить, разоблачить и уничтожить. Салтыкова-Щедрина надо знать и читать. Он вводит понимание социальных глубин и закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека и нравственно очищает его. Острый ум, смелость и тяга к высмеиванию пороков – так можно охарактеризовать Михаила Салтыкова-Щедрина и его творчество в целом.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – прозаик, автор сатирических и реалистических романов и хроник «Господа Головлёвы», «История одного города», «Пошехонская старина», рассказов «Годовщина», «Добрая душа», «Испорченные дети» и сказок «Карась-идеалист», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Всё творчество Салтыкова-Щедрина было направлено на обличение пороков общества. Его произведения являются актуальными и сейчас, так как темы, затронутые в них, не теряют своей злободневности.
Михаил Евграфович Салтыков родился в 1826 году в селе Спас-Угол Тверской губернии. Он был шестым ребёнком потомственного дворянина коллежского советника, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет мальчик жил в имении отца. Начальное образование получил дома. В 1836 году был зачислен в Московский дворянский институт. По истечении двух лет Михаил Салтыков был признан одним из лучших учеников института и переведён в знаменитый Царскосельский лицей, в стенах которого делали свои первые творческие шаги Пушкин, Пущин, Кюхельбекер. Этот факт вдохновил на творчество и лицеиста Салтыкова, которого соученики и преподаватели называли «умником», а ещё «угрюмым лицеистом». Михаил прослыл первым поэтом на курсе, его стихи даже публиковались в периодических изданиях. Но спустя время юноша понял, что поэзия – это не его стихия, и переключился на прозу, в основном сатирического и аллегорического характера. Свои произведения Салтыков писал под псевдонимом – Николай Щедрин, впоследствии имя отпало, а фамилия стала двойной.
В 1844 году Александровский лицей был окончен. Будущему писателю присвоили чин – коллежский секретарь. После этого он был принят на службу в канцелярию военного министерства, где обязан был прослужить после лицея шесть лет.
Литературную известность Салтыкову-Щедрину принесла повесть «Запутанное дело» (1848), написанная под влиянием «Петербургских повестей» Гоголя и романа «Бедные люди» Достоевского. Размышления героя повести о России как об «обширном и обильном государстве», где человек «мрёт себе с голоду в обильном государстве», сыграли роковую роль в судьбе автора. За вольномыслие и «вредное направление» писатель был сослан на канцелярскую службу в Вятку, где он прожил восемь лет, работая в качестве советника в губернском правлении.
После коронации на престол Александра II про ссыльного вольнодумца забыли и с помощью министра внутренних дел Михаила Евграфовича вернули в Петербург на пост чиновника особых поручений. Далее Салтыков-Щедрин получил назначение вице-губернатора в Рязани, а потом на эту же должность в Тверь.
Салтыков был человеком справедливым, честным, неподкупным, требовательным, принципиальным, боролся со злоупотреблениями чиновников и помещиков, и поэтому отношения с «высшим обществом» у него не сложились. К тому же горький «опыт» вятской ссылки, во время которой молодой Салтыков боролся со взяточничеством, злоупотреблениями власти, стал школой жизни. «Провинциальная жизнь – великая школа, но школа грязная», – сообщал писатель брату в декабре 1852 года. Салтыков защищал крестьян, а после, характеризуя суть государственной системы самодержавия, утверждал, что «в провинции существует не действие, а произвол полицейской власти, совершенно убеждённой, что не она существует для народа, а народ для неё».
В 1868 году Салтыков оставляет государственную службу, разочаровавшись в её назначении и поняв свою неспособность что-либо изменить в жизни народа.
Публикации Салтыкова-Щедрина 1870-х гг. все хороши: «Признаки времени», «Письма из провинции», «Помпадуры и Помпадурши», «Господа Ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», – но, бесспорно, лучшим стал роман «История одного города» (1870).
Замысел «Истории одного города» формировался у Салтыкова-Щедрина в течение нескольких лет. В 1868 году писатель приступает к непосредственной работе над новым романом. Работа над текстом продолжается в течение 1869-1870 гг. Интересно, что первоначально произведение носит название «Глуповский Летописец». Заглавие «История одного города» появляется позже. Произведение создано в формате повествования летописца о прошлом города Глупова. Исторические рамки ограничены 1731-1826 годами. Роман начинается главой «Обращение к читателю», в которой автор подражает старинному слогу. Согласно этой главе цель автора произведения «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных». Глава «О корени происхождения глуповцев» – откровенная пародия на летописи, но, помимо этого, ещё и злая сатира на город. Глава «Органчик» описывает градоначальника Брудастого с его обширнейшим лексическим запасом, который вполне вмещался в две любые резолюции: «Разорю!» и «Не потерплю!». В этой главе Салтыков-Щедрин описал систему бюрократического аппарата.
Исторические лица в романе не только упоминаются. Автор описывает их с помощью иносказания. В глуповских градоначальниках легко узнать правителей России. Так, Василиск Бородавкин своей тягой к реформам и просвещению напоминает Петра I. В голштинском выходце Богдане Богдановиче Пфейфере угадывается Пётр III. А глава «Сказание о шести градоначальниках» является отражением эпохи дворцовых переворотов. Тогда за русский трон боролись императрицы. Кроме исторических событий, в «Истории одного города» пародируется бюрократия. В главе «Оправдательные документы» Салтыков-Щедрин высмеивает и казённый стиль, и бессмысленность огромного количества уставов, положений и прочих документов своей эпохи.
Произведение Салтыкова-Щедрина практически полностью построено на иносказании. Пример гротеска мы найдём уже в самом начале романа. В описании головотяпов, которые «имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется – об стену тяпают; богу молиться начнут – об пол тяпают». Кроме того, писатель вводит в повествование множество фантастических элементов. В романе есть градоначальник с фаршированной головой – майор Иван Пантелеич Прыщ. Ещё один градоначальник, Антон Протасьевич Маркиз де Санглот, был настолько легкомысленным, что летал по воздуху. Возможно, именно благодаря гротеску и многочисленным фантастическим элементам, «Историю одного города» цензоры допустили к печати.
В романе Салтыкова-Щедрина смешивается настоящее, прошлое и будущее. Смешивается фантастическое и остро злободневное. О том, что сатира Салтыкова-Щедрина направлена против современности, а не против истории, говорят его собственные слова. «Не «историческую», а совершенно обыкновенную сатиру имел я в виду, сатиру, направленную против тех характеристических черт русской жизни, которые делают её не вполне удобною». Слова эти были ответом критикам. Дело в том, что большинство из них увидели в «Истории одного города» только издевательство над русским народом и его историей. Салтыков-Щедрин был категорически против такой трактовки.
«Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т. д. Ройтесь, сколько хотите, во всей массе мною написанного, – ручаюсь, ничего другого не найдёте».
И. С. Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия». Спустя полвека М. Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»