Памятные даты. Воронежский край
- 28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
- назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
- 28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
- назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
- 29 апреля – 135 лет (29.04.1889)
- назад родился Афанасьев Леонид Митрофанович (17(29).04.1889–30.10.1971), художник, искусствовед,
- 29 апреля – 105 лет (29.04.1919)
- назад родился Комов Владимир Ефимович (29.04.1919–11.08.2004), писатель, прозаик,
- 30 апреля – 145 лет (30.04.1879)
- назад родился Шатров Илья (Илий) Алексеевич (18(30).04.1879, по др. данным 20.03.1885 – 2.05.1952), военный дирижёр,
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (с 15 апреля 2024 г.)
- Всероссийский культурно-просветительский конкурс «Тургенев и Франция: сюжеты, думы, переводы» (26.03.2024-27.05.2024)
- Выставка «Ходить по воде: Жизнь и свидетельство матери Марии...» (до 06.05.2024)
- Национальный проект «Культура». Модельные муниципальные библиотеки Воронежской области
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Скотт В. «Айвенго»
Скотт В. «Айвенго» – 200 лет (1820)
«Не знаю чтения более увлекательного, чем произведения Вальтера Скотта», – писал Байрон (который не только не уступал, но в некоторых отношениях даже превосходил «шотландского барда» по степени популярности среди читателей). Тот же Байрон признавался: «Я все романы Вальтера Скотта читал не менее пятидесяти раз…».
Безусловной, никем не оспариваемой славой Вальтер Скотт пользовался и у себя на родине, и по всей Европе, и за океаном. Он был кумиром читающей публики, а среди писателей считался мерилом творческого величия. Белинский в своих статьях и письмах упомянул имя Вальтера Скотта не менее двухсот раз и, если он хотел указать на творческую задачу особой сложности, почти непосильную, то говорил, что с этой задачей не справился бы или справился лишь с величайшим трудом «сам Вальтер Скотт».
Вальтер Скотт родился в 1771 году в Эдинбурге. Его семья была очень благополучной и образованной. Отец – Вальтер Джон – был юристом. Мать – Анна Резерфорд – была дочкой профессора медицины. У супругов было тринадцать детей. Писатель родился девятым по счёту, но к моменту достижения им полугодовалого возраста у него осталось лишь трое братьев и сестёр. В 1772 году Вальтер тяжело заболел. Медики диагностировали детский паралич. Родные боялись, что малыш навсегда останется неподвижным, однако врачам удалось поставить его на ноги. К сожалению, до конца восстановить подвижность не удалось, и сэр Вальтер остался хромым на всю жизнь. Большая часть его детства прошла в местечке Сэндиноу, где находилась ферма его деда. В семилетнем возрасте он возвратился к родителям в Эдинбург, а с 1779 года начал посещать школу. Физический недостаток ему с лихвой заменяли живой ум и феноменальная память. После окончания школы Вальтер Скотт поступил в местный колледж. Он много читал, уделяя особое внимание шотландским сказаниям и балладам. Выучил немецкий язык, чтобы лучше понимать немецких поэтов, творчеством которых также увлекался в студенческие годы. Все как один его друзья утверждали, что он – прекрасный рассказчик, и прочили его в великие писатели. Но у Скотта была другая цель: он мечтал получить диплом адвоката. Это произошло в 1792 году, когда будущая литературная знаменитость выдержала экзамен в университете. Ему вручили диплом, и Вальтер Скотт открыл свою юридическую практику. Из-за характера своей работы Вальтер мало времени проводил в Эдинбурге, много путешествовал по округе, принимая участие в разных судебных делах. Но не оставлял своего увлечения литературой и привозил из каждой своей поездки много фольклорного материала, записей сказаний и местных мифов. Его собственная деятельность в качестве писателя началась с переводов. Первым опытом стал немецкий поэт Бюргер, чьи поэмы («Ленор», «Дикий охотник») он адаптировал для жителей Соединённого Королевства. Затем были Гёте и его поэма «Гец фон Берлихингем». В 1800 году он пишет первую оригинальную балладу «Иванов вечер». В 1802-м сбывается его мечта – в свет выходит издание «Песни шотландской границы», в котором был опубликован весь собранный фольклорный материал.
Приступая к написанию романов, Вальтер Скотт сомневался в успехе этого дела, хотя уже был известен публике. Его первое прозаическое произведение «Уэверли» вышло в 1814 году. Не сказать, что оно снискало успех и славу, но было высоко оценено как критиками, так и простыми читателями. Долгое время Скотт размышлял о том, в каком жанре писать свои романы. То, что они будут связаны с историей, автор не сомневался. Но чтобы быть непохожим на других и привнести что-то новое в литературный мир, он разработал совершенно новую структуру и создал тем самым жанр исторического романа. В нём реальные личности выступают лишь фоном и отражением эпохи, а на первый план выходят вымышленные персонажи, на судьбу которых влияют исторические события.
«Айвенго» – это первый роман Вальтера Скотта не на шотландском материале. До этого Скотт писал каждый год по роману, а то и по два, но все они были про его родную Шотландию. (Кстати, фамилия писателя – Скотт – это и есть «шотландец».)
Шотландия к началу XIX века, когда Вальтер Скотт принялся за сочинение исторических шотландских романов, была покорённой, завоёванной страной, которая уже сто лет как входила в состав Соединённого Королевства. У Шотландии и Англии, двух стран-соседок, была длинная-длинная история распрей, войн, конфликтов, которая закончилась их воссоединением, или, вернее, присоединением Шотландии. Поэтому Вальтер Скотт выбрал в качестве основного исторического сюжета своих первых романов те эпохи, когда обострялся конфликт между шотландцами и англичанами. Когда существовала какая-то острая, резкая конфликтная ситуация между новыми силами и старыми силами, между лоялистами – теми, кто хотел объединения с Англией, – и теми, кто был против такого объединения.
Все отрицательные герои у Скотта – норманны, все положительные – саксонцы. Роман «Айвенго» погружает читателя в эпоху средневековья – в XII столетие. Через сто тридцать лет после Гастингской битвы 1066 года Вильгельм, норманнский герцог, прославившийся как Завоеватель, одерживает власть над Англией после победы над англосаксами, в одночасье лишившимися и своих прав, и даже официального языка.
Главный герой романа – отважный рыцарь Уилфред Айвенго, представитель старинного рода и сын консервативного сэра Седрика Роттервудского. Седрик жаждет очистить родную землю от завоевателей. Он поддерживает последнего потомка саксонского короля Альфреда и планирует женить его на своей воспитаннице леди Ровене. Но Ровена и Айвенго любят друг друга, и отец изгоняет сына из дома как помеху своим планам. Айвенго отправляется с королём Ричардом Львиное сердце в Третий крестовый поход. В начале романа молодой воин возвращается на родину после тяжёлого ранения и вынужден скрывать своё имя. Король Ричард томится в плену, а Англией правит принц Джон, который поддерживает норманнскую знать и угнетает простой народ. Большой турнир в Ашби выводит на сцену всех действующих лиц. В соревнованиях по стрельбе побеждает йомен Локсли. Бесчестный рыцарь-храмовник Бриан де Буагильбер и барон Фрон де Беф, захвативший имение Айвенго, вызывают всех желающих сразиться с ними. Их вызов принимает таинственный Рыцарь, Лишённый Наследства, которому в последний момент помогает не менее таинственный Чёрный Рыцарь. Объявленный победителем турнира, Рыцарь, Лишённый Наследства, провозглашает леди Ровену королевой любви и красоты. Принимая награду из её рук, рыцарь снимает шлем и оказывается её возлюбленным Айвенго. Он падает без чувств от полученной в бою раны.После турнира побеждённые рыцари нападают на сэра Седрика по пути домой. Седрика и раненого Айвенго удерживают в замке Фрон де Бефа ради выкупа и мести, тем временем барон пытается добиться любви прекрасной Ровены. Но слуги Седрика, избежавшие плена, спасают благородных героев. Они находят Чёрного Рыцаря, который помог Айвенго на турнире, и стрелка Локсли с группой йоменов. Собранная команда штурмует замок и освобождает пленников, злодеев настигает заслуженная кара. Последние сцены в романе раскрывают нам все тайны и вознаграждают положительных героев. Чёрный Рыцарь оказывается вернувшимся из плена королем Ричардом, который тут же наводит в Англии порядок. Стрелок Локсли оказывается Робин Гудом: он отправляется дальше защищать безвинно пострадавших. Айвенго женится на Ровене с благословления своего отца.
«Рыцарь без страха и упрека» – таким описывает героя Вальтер Скотт, награждая своего подопечного положительными характеристиками. Ричард Львиное Сердце для Айвенго – не просто король, а образец, на который стоит равняться. В боях за Святую землю Уилфред обретает бесценный опыт, прощается с юношеской горячностью и в дальнейшем демонстрирует зрелость решений и поступков.
Автор позволил главному герою самостоятельно озвучивать жизненные принципы и главные ориентиры, которыми руководствуется Айвенго, принимая решения. Запоминающейся цитатой в романе стала реплика персонажа: «Чем больше препятствий и затруднений, тем больше славы впереди».
В романе сочетаются сюжеты легенд и баллад, описание исторических особенностей того времени, судеб простых героев. Благодаря воображению автора на страницах описываются персонажи, способные послужить примерами для подражания. Перед публикой раскрываются интересные аутентичные мотивы шотландского и английского народного творчества.
Роман «Айвенго» был признан литературной классикой ещё в XIX веке. При первом выпуске произведение было продано незапланированным тиражом в 10 тысяч книг. По книге снято четыре киноленты. Первый фильм об «Айвенго» вышел на экраны в 1952 году. Его трижды номинировали на «Оскар». В 1982 году вышел советский фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», песни для которого написал и исполнил Владимир Высоцкий. Режиссёр Сергей Тарасов искусно воссоздал книжную атмосферу восторженности и романтичности, а также передал дух мятежной эпохи. Сюжет произведения Скотта лёг в основу двух опер. Сегодня на сцене можно увидеть мюзикл «Айвенго. Остров сокровищ».