Памятные даты. Воронежский край

28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
29 апреля – 135 лет (29.04.1889)
назад родился Афанасьев Леонид Митрофанович (17(29).04.1889–30.10.1971), художник, искусствовед,
29 апреля – 105 лет (29.04.1919)
назад родился Комов Владимир Ефимович (29.04.1919–11.08.2004), писатель, прозаик,
30 апреля – 145 лет (30.04.1879)
назад родился Шатров Илья (Илий) Алексеевич (18(30).04.1879, по др. данным 20.03.1885 – 2.05.1952), военный дирижёр,
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина,
Тел.: +7 (473) 255-38-92
Тел., факс: +7 (473) 255-29-27
E-mail: vounb@govvrn.ru    Схема проезда

Ужанков, Александр Николаевич. "Слово о полку Игореве" и его эпоха

Уважаемые читатели!

В фонде нашей библиотеки представлена книга «»Слово о полку Игореве» и его эпоха» доктора филологических наук, руководителя научного центра Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Александра Ужанкова.

Ужанков, Александр Николаевич. «Слово о полку Игореве» и его эпоха / А. Н. Ужанков ; Комис. по изучению духов. основ Рус. культуры науч. совета Рос. акад. наук по изучению и охране культур. и природ. наследия, Лит. ин-т им. А. М. Горького. – Москва : Академика, 2015. — 508, [3] с. ; 21 см. – Текст древнерус. парал. рус. – Библиогр. в примеч. в конце разд. — 1000 экз. – ISBN 978-5-4225-0097-0 (в пер.)

«Слово о полку Игореве» – один из древнейших шедевров русской литературы с очень непростой судьбой: таинственность появления текста, исчезновение оригинала в огне, равно как и отсутствие списков, наводит некоторых на мысль о гениальной подделке под старину. Однако серьезные исследователи давно не сомневаются в подлинности «Слова», загадкой оставались лишь время, место и авторство произведения. И вот, похоже, на эти вопросы найден ответ! Своим сенсационным открытием мирового значения делится профессор Александр Николаевич Ужанков. Книга, в которой автор опубликовал результаты исследования, вызвала полемику, многие ученые не согласились с его выводами. Но автор настойчиво отстаивал свое понимание «Слова» и ему удалось убедить многих в своей правоте.
Он предложил новую дату написания текста. Ранее годом создания «Слова» считался 1185 год, но Александр Николаевич Ужанков доказывает, что поэма появилась на свет на 15 лет позднее.
В интервью газете «Культура» (№ 10 от 29.10.2020 года) учёный объясняет, что последним событием, о котором, по его мнению, явно знал автор «Слова», был поход Романа Галицкого на половцев в «октябре-ноябре 1200 года». При этом эпическое произведение, видимо, вышло из-под пера еще до кончины самого Игоря Святославича, случившейся после лунного затмения 22 декабря 1200 года. Таким образом, по словам Ужанкова, можно с точностью до месяца назвать дату создания текста – это был декабрь 1200 года.
Авторство «Слова» приписывалось в разное время графу Мусину-Пушкину, нашедшему памятник, самому князю Игорю или другому участнику его похода. Ужанков считает, что автором действительно является участник злосчастного похода Игоря, впоследствии принявший монашеский постриг.
Ученый полагает, что перед тем как написать поэму, ее автор составил статью о походе в Киевской летописи, позднее вошедшей в Ипатьевский летописный свод. Особенности текста указывают на то, что и летописная статья, и поэма были написаны одним и тем же человеком.
А личность автора Киевской летописи с 1187 по 1199 годы ни у кого не вызывает сомнений – это игумен Моисей. Отметим, что Моисей – монашеское имя. В миру (во время похода) его звали иначе, и по догадке Ужанкова, возможно в миру его имя – Беловод Просович.
Подробное описание боя от первого лица является доводом в пользу того, что древнерусский поэт был участником событий.
«Описывая в Киевской летописи главное сражение с половцами, игумен Моисей замечает: “Во день святого воскресения наведе на ня (нас) Господь гневъ свои, в радости место наведе на ны (нас) плачь…” Он же сообщает, что из всей княжеской дружины остались в живых 15 человек, которые бежали. Сравниваю этот эпизод со строками “Слова” и обнаруживаю: “Что ми шумить, что ми звенить далече рано предъ зорями? Игорь плъкы заворочаетъ”. И там, и там описывается “с натуры” один и тот же кульминационный эпизод битвы, причем оба раза употребляются личные местоимения первого лица», – объясняет Ужанков. То есть автор «Слова» сам был участником этой битвы!
Еще одним доказательством своей теории он считает тот факт, что автор «Слова» использует обращения «княже» и «господине». «Такая форма была свойственной именно духовным лицам, нет ни одного случая подобного обращения князя к князю в рукописях XI–XII веков. Можно предположить, что этот Игорев дружинник дал Богу обет оставить мир, если спасется», – говорит ученый.
Он считает, что, по сути, «Слово» – это духовная литература, рассчитанная на обычного читателя, и в этом смысле похожа по своим задачам на «Преступление и наказание» Достоевского. Преступление Игоря в том, что его обуяла гордыня (за славой пошел на половцев), наказание – плен, наконец, раскаяние (в повести из Ипатьевской летописи есть потрясающий монолог Игоря!) – покаяние, и только после этого идет прощение и освобождение.
С книгой можно ознакомиться в читальном зале по литературе и искусству, истории (пл. Ленина, д. 2, 2 этаж, к. 201).

judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777
judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777