Памятные даты. Воронежский край
- 20 апреля – 85 лет (20.04.1939)
- назад (20.04.1939) был обpазован Железнодоpожный pайон г. Воронежа.
- 21 апреля – 125 лет (21.04.1899)
- назад родился Замятнин Сергей Николаевич (9(21).04.1899–5.11.1958), археолог, коллекционер,
- 28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
- назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
- 28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
- назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (с 15 апреля 2024 г.)
- Всероссийский культурно-просветительский конкурс «Тургенев и Франция: сюжеты, думы, переводы» (26.03.2024-27.05.2024)
- Литературный марафон «Читая Пушкина…» (с 18 марта по 30 июня 2024 года)
- Выставка «Ходить по воде: Жизнь и свидетельство матери Марии...» (до 06.05.2024)
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Всеволод Владимирович Крестовский «Петербургские трущобы»
Всеволод Владимирович Крестовский
«Петербургские трущобы» – 155 лет (1867)
Быть может, кто-либо найдёт, что изображение этих язв слишком цинично и даже неблагопристойно. Да, впрочем, книга ведь не предназначается к чтению в пансионах и институтах для благородных девиц. В этом случае я могу ответить только словами покойного Помяловского: Если читатель слаб на нервы и в литературе ищет развлечения и элегантных образов, то пусть он не читает мою книгу…
В. В. Крестовский
Всеволод Владимирович Крестовский – известный русский поэт и прозаик, литературный критик. Автор 36 книг. Наиболее известные произведения: «Вне закона», «Тьма египетская», «Кровавый пуф», «Деды», «Торжество Ваала», «Павел I»… Несмотря на довольно обширное литературное наследие, Крестовский фактически остался автором одного произведения, но зато какого – самого читаемого в XIX веке русского романа «Петербургские трущобы».
В 2022 году исполняется 155 лет со дня его выхода в свет отдельным изданием. Роман пользовался бешеной популярностью, обсуждался. Его не просто читали, им зачитывались. Он несколько раз переиздавался. Книга мгновенно исчезала с прилавков, а в библиотеках читателям приходилось записываться в очередь, чтобы познакомиться с «Петербургскими трущобами». Читатели даже совершали коллективные экскурсии по описанным в романе местам: трактирам, лавкам ростовщиков, набережным Невы…
Всеволод Крестовский – один из первых русских писателей 19-го века, который обратился к уголовной почве, дну, и необыкновенно ярко, с беспощадным социальным анализом показал это дно в самых разных его проявлениях. Показаны все слои общества, от самых низов до княжеских особ. Дворцы и трущобы, ослепительные петербургские салоны и злачные места, князья, генеральши и аферисты, развратные женщины и убийцы. В общем, тут весь Петербург. Читатель побывает и в знаменитых «Крестах», и в домах высоких особ, и в притонах…
«Петербургские трущобы» – роман, который с полным на то основанием можно назвать «Бандитским Петербургом XIX века», с туго закрученным и неожиданно современным сюжетом. Ни одно из последовавших за «Трущобами» произведений Крестовского не смогло повторить его успеха. «Петербургские трущобы» восприняли по-разному. Лесков считал роман «самым социалистическим романом на русском языке», а Тургенев называл его «чепухой». Известный издатель и журналист Суворин иронически отмечал «стенографизм» произведения, а Владимир Иванович Немирович-Данченко, напротив, относился к большинству читателей, хваливших роман, особо подчеркивая динамичность действия.
Поговаривают, что автор специально жил какое-то время среди низов, дабы на собственном опыте испытать все «прелести» дна. Облачившись в грязные лохмотья и выдавая себя за беспаспортного бродягу, Крестовский исследовал злачные места столицы, побывав в самых отвратительных и жутких притонах. Иногда в этих опасных экспедициях по трущобам Петербурга его сопровождали друзья: писатель Лесков, художник Микешин, но чаще всего гидом Крестовского являлся знаменитый сыщик Иван Дмитриевич Путилин. Крестовскому удалось органично соединить традиции бытописательной прозы с авантюрным сюжетом, в котором переплелись судьбы героев, относящихся к самым разным социальным группам. «Петербургские трущобы» – своеобразный путеводитель по Петербургу блистательному и преступному. Автор дал подзаголовок своему произведению – «Книга о сытых и голодных».
Роман был написан под влиянием и при поддержке Николая Помяловского, подарившего Крестовскому идею большого романа в духе «Парижских тайн» Эжена Сю. Авантюрный сюжет романа включает в себя историю двух поколений князей Шадурских и Чечевинских, их жён и детей, друзей, знакомых, а также связанных с ними мошенников, воров, фальшивомонетчиков. А ещё этот роман о любви, благородстве, предательстве, мести и настоящей дружбе, которая прошла испытание временем. Насладитесь красотой языка, палитрой чувств и переживаний.
А ведь интересен Крестовский и сегодня. Ибо многое, о чём он писал, остаётся актуальным. «Если мой роман заставит читателя призадуматься о жизни и участи петербургского бедняка и отверженной трущобной женщины, – писал Крестовский, – если в среде наших филантропов и в сфере административной он возбудит хотя малейшее существенное внимание к изображённой мною жизни, я буду много вознаграждён сознанием того, что труд мой, кроме развлечения для читателя, принёс ещё и частицу существенной пользы…».