Памятные даты. Воронежский край

28 апреля – 150 лет (28.04.1874)
назад родился Остужев (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич (16(28).04.1874–1.03.1953), актёр,
28 апреля – 105 лет (28.04.1919)
назад (28.04.1919) были открыты Воронежские свободные художественные мастерские
29 апреля – 135 лет (29.04.1889)
назад родился Афанасьев Леонид Митрофанович (17(29).04.1889–30.10.1971), художник, искусствовед,
29 апреля – 105 лет (29.04.1919)
назад родился Комов Владимир Ефимович (29.04.1919–11.08.2004), писатель, прозаик,
30 апреля – 145 лет (30.04.1879)
назад родился Шатров Илья (Илий) Алексеевич (18(30).04.1879, по др. данным 20.03.1885 – 2.05.1952), военный дирижёр,
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина,
Тел.: +7 (473) 255-38-92
Тел., факс: +7 (473) 255-29-27
E-mail: vounb@govvrn.ru    Схема проезда

Выставка «Море волнуется – раз…». К 205-летию И.К. Айвазовского

29.07.2022 – 29.08.2022
Выставка «Море волнуется – раз…». Айвазовский и музыка. К 205-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского (29.07.1817–02.05.1918).
Отдел музыкально-нотной литературы (ул. Орджоникидзе, 36, 2 этаж)

ПРЕСС-РЕЛИЗ

«Море волнуется – раз…». К 205-летию И.К. Айвазовского

«Никто из художников в России не интересовался на такой высоте трагедией мироздания, мощью и красотой стихийных явлений», – эти слова Александр Бенуа адресовал Ивану Айвазовскому. Из шести тысяч картин, созданных великим художником-маринистом, четыре тысячи изображают море. Айвазовский превосходно изучил его изменчивый облик, тонко чувствуя и мастерски передавая красоту водной стихии во всех ее проявлениях. Шедевры Айвазовского – «Девятый вал», «Георгиевский монастырь», «Среди волн» и многие другие не одно десятилетие будоражат воображение зрителей.
Море вошло в жизнь художника с рождения. Иван Айвазовский появился на свет в июле 1817 года в Феодосии, в семье обедневшего армянского рода, чьи предки переселились в Тавриду из Западной Армении. При рождении будущему художнику дали имя Ованнес Айвазян. В 16 лет он поступил в Петербургскую академию художеств, в класс известного пейзажиста Максима Воробьева. Биография Айвазовского захватила практически весь XIX век. Он был дружен со многими выдающимися людьми своего времени: Брюлловым, Белинским, Гоголем. Судьбоносной для себя Айвазовский считал встречу с Пушкиным. «С тех пор, – вспоминал художник, – и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум и вдохновения».
Наделенный фотографической памятью, Айвазовский обладал абсолютным слухом, с десяти лет играл на скрипке, легко подбирал мелодии. Сохранился автопортрет художника, на котором он изображен с инструментом в руках. Однажды Михаил Глинка услышал, как Айвазовский поет крымские песни, сидя по-татарски на полу, раскачиваясь и придерживая скрипку. Три напева, исполненных художником, композитор включил в оперу «Руслан и Людмила»: один вошел в Анданте в сцене Ратмира в третьем акте оперы, а два использованы в «Лезгинке» в четвертом акте.
Тема «Айвазовский и музыка» объединяет материалы выставки «Море волнуется – раз…», подготовленной отделом музыкально-нотной литературы Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина к 205-летию со дня рождения художника. В числе раритетов – «Крымские эскизы» Александра Спендиарова памяти Айвазовского в переложении для фортепиано. Сюита написана для симфонического оркестра и состоит из 4-х частей: «Плясовая», «Элегическая», «Застольная», «Хайтарма». В этом произведении Спендиаров запечатлел народные интонации и ритмы, оригинальный колорит многонационального крымского фольклора. Первое исполнение сюиты состоялось осенью 1903 года в Ялте под управлением автора, в том же году она прозвучала в Санкт-Петербурге, затем неоднократно исполнялась в России, Германии, Италии, Франции, Дании, Америке. Ноты экземпляра, принадлежащего Никитинке, выпущены не позднее 1904 года «поставщиком двора Его Императорского Величества» издательством «В. Бессель и К˚». Текст издания опубликован на русском и французском языках.
На выставке можно полистать ноты романсов старшего современника Айвазовского Александра Варламова на морскую тему: «Белеет парус одинокий» на стихи М. Лермонтова, «Взволнуют море непогоды» на стихи В. Свечина. В экспозицию вошла грампластинка с записью музыки непревзойденного композитора-мариниста Клода Дебюсси – «Образы» в исполнении пианистки Татьяны Шебановой.
Выставка продлится с 29 июля по 29 августа в отделе музыкально-нотной литературы по адресу: ул. Орджоникидзе, 36, 2-й этаж.

6+

Пресс-релиз и фото подготовлены библиотекарем отдела музыкально-нотной литературы Е. Фоминой.
Тел. 255-73-02.
https://vrnlib.ru

judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777
judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777