Памятные даты. Воронежский край
- 2 мая – 130 лет (02.05.1894)
- назад родился Еланский Николай Николаевич (20.04(2.05).1894–31.08.1964) хирург, д-р мед. наук (1924),
- 5 мая – 115 лет (05.05.1909)
- назад родился Воловик Георгий Георгиевич (22.04(5.05).1909–17.10.1983), поэт, драматург,
- 6 мая – 155 лет (06.05.1869)
- назад родилась Милицына Елизавета Митрофановна (24.04(6.05).1869–11.01.1930), писательница,
- 6 мая – 75 лет (06.05.1949)
- назад родилась Панова Валентина Игнатьевна (6.05.1949), краевед, педагог, кандидат ист. наук (1981),
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (с 15 апреля 2024 г.)
- Всероссийский культурно-просветительский конкурс «Тургенев и Франция: сюжеты, думы, переводы» (26.03.2024-27.05.2024)
- Выставка «Ходить по воде: Жизнь и свидетельство матери Марии...» (до 06.05.2024)
- Национальный проект «Культура». Модельные муниципальные библиотеки Воронежской области
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Александр Иванович Куприн «Олеся»
Александр Иванович Куприн
«Олеся» – 125 лет (1898)
В этом произведении больше, чем в других произведениях, моей души…
Александр Куприн
Александр Куприн – знаменитый российский писатель-реалист, переводчик, эстет, талантливый мастер художественного слова, получивший народное признание. Автор таких известных произведений, как «Поединок», «Гранатовый браслет», «Белый пудель», «Суламифь», «Яма», «которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы. Он оставил после себя большое творческое наследие, его творения живы и будут жить ещё долго, находя отклики в сердцах новых поколений читателей. Тонкое владение богатой палитрой психологического анализа, умение точно воссоздавать бытовые детали и выстраивать увлекательный сюжет способствовало тому, что за Александром Куприным рано укрепилась слава «русского Мопассана».
Великая повесть Александра Куприна «Олеся» не нуждается в представлении. Бессмертный шедевр о любви двух представителей далёких друг от друга социальных слоёв царской России продолжает оставаться навечно актуальным, ведь в нём с огромной художественной силой переданы самые сокровенные и интимные человеческие чувства. «Олеся» – одно из первых крупных и самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. А ещё, по словам автора, и самое любимое.
После публикации этого поэтичного произведения к нему пришли настоящая известность, популярность и любовь всей читающей России. Именно с «Олеси» в творчество Куприна прочно входит тема дикой, нетронутой, величественной природы и людей, для которых основополагающими в жизни являются не блага цивилизации, а любовь, добро, справедливость и человечность. Впервые читатели познакомились с произведением в 1898 году. Оно было напечатано в газете «Киевлянин» и имело иное название – «Из воспоминаний о Волыни». Тем самым писатель хотел подчеркнуть реальность описываемых событий. Однако позже он сменил название, оставив его краткую версию по имени главной героини – «Олеся». История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды Александр Иванович Куприн гостил в живописном Полесье у своего приятеля помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих непростых взаимоотношений с «настоящей полесской волшебницей», местной колдуньей. Богатое воображение Куприна тут же щедро украсило художественным вымыслом эту историю, которая легла в основу произведения. Автор смешал под одной обложкой сразу несколько литературных направлений: любовный роман, мистику и социальную драму, описав целый водоворот человеческих страстей.
Действие повести происходит в конце 19 века на юго-западной окраине Российской империи. Молодого мужчину судьба забросила в глухую деревню Полесье, что в Волынской губернии. Здесь красота природы сочетается с картинами деревенского захолустья, романтические чувства – с жестокостью местных крестьян. Чтобы убить скуку, молодой охотник интересуется местными обычаями и поверьями. Однажды слуга Ивана Тимофеевича рассказывает хозяину о живущей здесь старой ведьме Мануйлихе. Вскоре молодой охотник и сам встречает в лесу загадочную женщину. Он просит Мануйлиху погадать ему. Во время гадания в избушку входит внучка колдуньи Олеся. С тех пор Иван Тимофеевич становится частым гостем в этом доме. К чему приведёт знакомство героев, прочитайте в повести о трагической любви, самоотречении и неразрешимом конфликте, который разводит в разные стороны любящих людей. Эта повесть заканчивается печально. Расставаясь с возлюбленным, Олеся оставляет ему на память единственную вещь – красные бусы, известные в Полесье под названием «кораллы». О дальнейшей судьбе девушки ничего не известно.
По-видимому, сюжет «Олеси» имел корни в реальности. Известно, что в конце своего жизненного пути Александр Иванович признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Всё это было со мной». Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства. «Олеся» – повесть светлая, романтичная, грустная. А вот Чехову она не понравилась, слишком чужд ему оказался романтический строй этого произведения, зато Максим Горький высоко оценил её именно за это качество. Константин Паустовский, истинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Мы должны быть благодарны Куприну… за всё, за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умирающую в нём способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом».