Памятные даты. Воронежский край

2 мая – 130 лет (02.05.1894)
назад родился Еланский Николай Николаевич (20.04(2.05).1894–31.08.1964) хирург, д-р мед. наук (1924),
5 мая – 115 лет (05.05.1909)
назад родился Воловик Георгий Георгиевич (22.04(5.05).1909–17.10.1983), поэт, драматург,
6 мая – 155 лет (06.05.1869)
назад родилась Милицына Елизавета Митрофановна (24.04(6.05).1869–11.01.1930), писательница,
6 мая – 75 лет (06.05.1949)
назад родилась Панова Валентина Игнатьевна (6.05.1949), краевед, педагог, кандидат ист. наук (1981),
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина,
Тел.: +7 (473) 255-38-92
Тел., факс: +7 (473) 255-29-27
E-mail: vounb@govvrn.ru    Схема проезда

Антон Павлович Чехов. Собрание сочинений

Антон Павлович Чехов
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» – 125 лет (1898)
«Вишнёвый сад» – 120 лет (1903)

Антон Павлович Чехов – величайший писатель, публицист и драматург, оказавший огромное влияние на развитие отечественного и мирового театра. За 25 лет творчества Чехов создал более 300 произведений разных жанров: коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес, многие из которых стали классикой мировой литературы. Тонкий юмор, язвительный сарказм и вместе с тем трогательная до нежности чуткость ко всякому человеческому переживанию – отличительные черты произведений Чехова. Его драматургия воистину уникальна и едва ли имеет аналоги в русской литературе. Драмы Чехова наравне с социальными проблемами затрагивают тайны человеческой души и смысл жизни. Антон Павлович Чехов остался в русской литературе как непревзойдённый стилист, мастер художественного слова. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Творчество Чехова является уникальным даже на фоне других титанов русской литературы.

В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», которые впоследствии стали называть «Маленькой трилогией». По свидетельству друзей великого писателя, идею трилогии ему подсказал Лев Николаевич Толстой. Антон Чехов предполагал создать целую серию произведений об особенностях «футлярной жизни» людей, но ему удалось написать только три рассказа, после чего работа была прервана из-за болезни, писатель разочаровался в своих творческих устремлениях и больше к этой теме не возвращался. Он так отзывался о состоянии своей души: «Писать не хочется, пишешь как о надоевшей, пресной, постной еде, без вкуса и запаха…». Но и в незаконченном виде серия рассказов представляет собой не простое собрание, а цикл, своеобразную трилогию, состоящую из частей, внутренне связанных между собой. Кстати, название «Маленькая трилогия» произведениям дал не автор, а исследователи его творчества.
Рассказы написаны по единому композиционному принципу «рассказ в рассказе», каждый из сюжетов окружён оболочкой или футляром авторского повествования. В трёх различных точках зрения представлены разнообразные формы «футляров», которые добровольно выбирают для себя люди, и выражена авторская идея нравственной деградации «футлярного» человека. Каждый из трёх главных героев – учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алёхин – рассказывает по одной истории. Первый о своём знакомом – «человеке в футляре», другой – о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу», третий – о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье. Все герои – интеллигентные люди, принадлежащие к лучшей, как казалось, передовой части общества. В рассказах показаны разные формы «футлярной» жизни: «Человек в футляре» – футляр защищает от жизни, символ инертности. «Крыжовник» – футляр-усадьба – идеал покоя, бездумного существования. «О любви» – футляр для чувства, символ страха жить не как все, гибели любви, личности. Чехов поставил общественный диагноз, показав духовное обнищание интеллигенции 80-х годов прошлого века, её пассивность и несостоятельность. В чеховских рассказах опровергается точка зрения, что проблемы человека возникают оттого, что «среда заела», в трилогии показано, что среду своего обитания даже образованные люди сами и создают. Верный своим художественным принципам, автор предоставляет читателю возможность сопоставить различные варианты судеб и точки зрения различных героев.
Вся трилогия была высоко оценена критиками. Чехов успел стать свидетелем успеха своей вещи. Образ «человека в футляре» сделался нарицательным.
К «маленькой трилогии» примыкает рассказ «Ионыч» – ещё одна история о человеке, добровольно подчинившемся «футляру». В рассказе показана обратная сторона медали, когда молодой и талантливый земский врач превратился в Ионыча, очерствел душой, утратил все свои таланты, стремления, предал убеждения и идеалы юности, работал ради наживы. То, что отличало его от остальных – исчезло, испарилось, талант стал бездарностью. Он успокоился, дал усыпить себя, закрылся в футляр. Старцев стал Ионычем.
Пьесе «Вишнёвый сад» в этом году исполняется 120 лет. И вот почти столько же она не сходит со сцен многих театров, её прелесть – именно в кажущейся незамысловатости, простоте, реальности героев с русскими характерами. В ней ощущение родной земли, весенней, когда цветут вишни, поют скворцы. Она стала итогом раздумий о судьбах России. «Вишнёвый сад» – пьеса в четырёх действиях, жанр которой сам автор определил как комедия. Режиссёр Константин Станиславский считал её трагедией, на первых афишах значилось «драма».
«Вишнёвый сад» – последняя пьеса Чехова и в то же время последнее его литературное произведение. Пьесу приняли положительно. Уже при жизни Антона Павловича «Вишнёвый сад» занял почётное место среди русской классики. Замысел пьесы возник у Чехова в начале 1901 года. Его подсказала сама окружавшая его действительность. В те времена продажи дворянских усадеб за долги были частым явлением. Свой вклад внесли и личные переживания писателя. Когда-то его семья сама была вынуждена продавать дом и срочно переезжать. Так что Чехов не понаслышке знал о том, что чувствовали его персонажи.
Работа над пьесой шла очень тяжело. Чехову мешала болезнь. Однако если не знать, при каких обстоятельствах создавался «Вишнёвый сад», то ни за что не скажешь, что пьесу писал тяжело больной человек. Несколько раз он её переделывал от начала до конца и в письме к В. И. Немировичу-Данченко, возглавлявшему МХТ, жаловался: «Пишу по четыре строчки в день и те с нестерпимым мучением». Но на характере произведения это никак не отразилось. Напротив, ни в одной из крупных пьес Чехова – «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» – нет такой насыщенности юмором. Уже после того как пьеса была написана, отправлена в журнал и передана театру, даже после первой премьеры Чехов продолжал дорабатывать текст и требовал вносить правки в спектакль и корректуру. Тяжело больной драматург, вероятно, понимал, что это его последнее произведение, которое будет восприниматься как «творческое завещание».
Первая публикация состоялась в петербургском сборнике товарищества «Знание» за 1903 год. В конце мая 1904 года пьеса вышла отдельной книгой в издательстве А. Ф. Маркса, с которым постоянно сотрудничал Чехов. Она стала его самым известным произведением и одной из самых известных русских пьес, написанных в то время. Пятая из Ялтинских пьес и последняя, которую поставили в театре при жизни автора. В 1904 году 17 января старого стиля, в день рождения Чехова, состоялось первое представление «Вишневого сада» в Московском Художественном театре. К этому же дню было приурочено празднование двадцатипятилетия литературной деятельности Чехова, и друзья с большим трудом уговорили его приехать в театр на юбилейное торжество, вылившееся в горячее чествование любимого писателя.
Действие пьесы происходит весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая после нескольких лет жизни во Франции возвращается со своей 17-летней дочерью Аней в Россию. Помещица приезжает из Парижа в имение своего детства, которое выставляют на аукцион за долги. Купец Лопахин предлагает план спасения: снести старые постройки, вырубить вишнёвый сад и сдавать землю в аренду дачникам. Раневская в ужасе: для неё дом и сад полны сентиментальных воспоминаний. Откладывая решение вопроса, обитатели усадьбы философствуют, танцуют и тратят последние деньги. Лопахин покупает имение на аукционе и тут же приказывает вырубить сад. Нерешительные и мечтательные дворяне разъезжаются кто куда, уступая место «людям дела». Девятнадцатый век обрывается со звуком лопнувшей струны.
Символическое название пьесы «Вишневый сад» несёт в себе особый смысл. Вишнёвый сад в пьесе обозначает собой уходящую эпоху помещичьего дворянства. Сад – это Россия, которая попадает в руки нового господствующего класса – купечества. Буржуазия не считается с ностальгией дворянства и рубит прежние устои на корню, но что она сможет предложить взамен?
Никакие другие пьесы не западают так глубоко в душу, как творения Антона Павловича Чехова. Можно бесконечно перечитывать чеховскую драматургию, каждый раз открывая в ней что-то новое.

judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777
judi bola online daftar slot gacor online slot online pragmatic play slot gacor hari ini catur777 slot pro thailand idn poker judi bola sbobet QQLINE88 3mbola catur777