Памятные даты. Воронежский край
- 2 мая – 130 лет (02.05.1894)
- назад родился Еланский Николай Николаевич (20.04(2.05).1894–31.08.1964) хирург, д-р мед. наук (1924),
- 5 мая – 115 лет (05.05.1909)
- назад родился Воловик Георгий Георгиевич (22.04(5.05).1909–17.10.1983), поэт, драматург,
- 6 мая – 155 лет (06.05.1869)
- назад родилась Милицына Елизавета Митрофановна (24.04(6.05).1869–11.01.1930), писательница,
- 6 мая – 75 лет (06.05.1949)
- назад родилась Панова Валентина Игнатьевна (6.05.1949), краевед, педагог, кандидат ист. наук (1981),
Анонсы
- Юбилейные мероприятия библиотеки (2024 г. — 160-лет ВОУНБ им. И. С. Никитина)
- Всероссийский конкурс чтецов «ПРОчтение Никитина». К 200-летию со дня рождения И. С. Никитина (с 15 апреля 2024 г.)
- Всероссийский культурно-просветительский конкурс «Тургенев и Франция: сюжеты, думы, переводы» (26.03.2024-27.05.2024)
- Выставка «Ходить по воде: Жизнь и свидетельство матери Марии...» (до 06.05.2024)
- Национальный проект «Культура». Модельные муниципальные библиотеки Воронежской области
Советуем почитать
Электронные ресурсы и услуги
- Электронный каталог
- Электронная библиотека
- Электронная доставка документов
- Виртуальная справка
- Продление книг on-line
- Виртуальные выставки
- Ресурсы Интернет
- Подписные ресурсы
- Периодические издания
- Сводный каталог библиотек г. Воронежа
- Виртуальный читальный зал
- Интерактивный читальный зал
- Интернет-проекты библиотеки
- Wi-Fi с авторизацией
Читателям
Фотогалереи
Центры. Клубы
- Клуб любителей поэзии «Никитинский»
- Киноклуб «Кинокод»
- Киноклуб «Слово» имени Владимира Шуваева
- Клуб любителей гитарной музыки
- Клуб «Звезда Надежды»
- Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!»
- Компьютерные курсы (центр «Перспектива»)
- Информационно-сервисный
- Публичный центр правовой информации
- Центр экологической информации
- Образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека»
Эмиль Золя «Чрево Парижа»
Эмиль Золя
«Чрево Парижа» – 150 лет (1878)
По романам Эмиля Золя можно
изучать целую эпоху.
М. Горький
Французский писатель, публицист и политический деятель. Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века – вождь и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе. Он дружил с видными авторами того времени: Гюставом Флобером, Ги де Мопассаном, Иваном Тургеневым, Эдмоном Гонкуром, Анри Сеаром. В творческой копилке писателя большое количество публикаций: рассказы, новеллы, повести, но особую популярность заслужили романы. Наиболее известными работами считаются: «Исповедь Клода», «Тереза Ракен», «Марсельские тайны», «Чрево Парижа», «Дамское счастье», «Жерминаль». Главной работой прозаика стало создание двадцатитомной эпопеи «Ругон-Маккары». Многие произведения Золя экранизированы и пользуются успехом у зрителя.
«Чрево Парижа» – третий роман Эмиля Золя из цикла «Ругон-Маккары», состоящего из двадцати самостоятельных крупных историй. Был опубликован в 1873 году. План Золя состоял в том, чтобы в цикле романов показать, как наследственность и окружающая среда воздействовали на членов одной семьи в годы Второй империи – период диктата Наполеона III.
Писатель начал трудиться над романом в 1871 году. Непосредственной работе предшествовал длительный период собирания материала. Золя всесторонне и тщательно изучал Центральный рынок Парижа. Он старался возможно подробнее познакомиться с жизнью рынка. Приходил туда и в дождливую погоду, и в солнечный день, в туман и в снегопад, утром, после полудня, вечером. Как-то провёл там целую ночь, чтобы присутствовать при ввозе продуктов. Спускался в погреба и поднимался на крыши павильонов. Автор, которому был столь ненавистен режим Наполеона, описал это место мастерски и во всей красе. Смело назвав времена II Империи «нелепой эпохой безумия и позора», он представляет рынок местом, воплотившим в себе обжорство, тупую сытость всех, поддерживающих наполеоновский режим и мещанскую психологию. Это первое произведение Золя, в котором изображается не только средняя буржуазия, но и низшие слои населения. С выходом романа за писателем прочно установилась слава великого живописца столицы Франции.
Сюжет разворачивается вокруг судьбы Флорана, бывшего школьного учителя. 2 декабря 1851 года во время беспорядков, сопровождавших государственный переворот, этот человек был по ошибке принят за противника нового режима и осуждён на каторгу в Кайенне. Спустя семь лет, чудом выживший после побега из места своего заточения, он возвращается в Париж и попадает прямиком на Центральный рынок – источающее сотни запахов и пышущее довольством чрево города. В этом царстве кипит жизнь – правят и соперничают бойкие красавицы-торговки, наживаются состояния, разносятся и упоённо смакуются сплетни. Именно здесь пытается укрыться от полиции бежавший с каторги и затерявшийся в бесконечном лабиринте парижских улиц молодой революционер Флоран. Здесь среди рыбных, мясных рядов и сытых людей ему и суждено начать свою новую жизнь – жизнь худого среди толстых, несчастного среди счастливых. Но укроет ли его «чрево Парижа»? В конфликте «толстых» лавочников и «тощего» Флорана побеждают «порядочные» люди, которые один за другим спешат донести на него в полицейскую префектуру. «Какие же, однако, негодяи все эти порядочные люди!» – этими словами художника Клода Лантье заканчивает свой роман автор.
«Чрево Парижа» впервые переведён на русский язык в 1873 году, и получил в целом заинтересованную критику в русской печати. Это говорило о начале популярности Золя в России. Переводы романа появились почти одновременно в шести журналах: «Дело», «Искра», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Библиотека дешёвая и общедоступная». Правда, как правило, это были сокращённые переводы, а порою и пересказы. Позже, в том же году, роман вышел двумя отдельными изданиями. Он был высоко оценён. В советское время «Чрево Парижа», переведённый заново Н. М. Гнединой, неоднократно переиздавался.
Несмотря на то, что впервые роман был опубликован в далёком 1873 году, он актуален и сегодня. Это один из известнейших романов серии «Ругон-Маккары», он надолго стал этакой визитной карточкой Золя, по нему измеряли другие его книги. Энциклопедия жизни Франции середины XIX века – иначе охарактеризовать «Чрево Парижа» не получается.