Памятные даты. Воронежский край

25 ноября – 100 лет (25.11.1920)
назад родился Руденко Иван Михайлович (25.11.1920–22.12.1997), баянист-концеpтмейстеp, заслуженный артист РСФСР (1958)
26 ноября – 95 лет (26.11.1925)
назад родился Тимошечкин Михаил Фёдорович (26.11.1925–2.03.2013), поэт, историк-краевед, член Союза писателей России (1995).
26 ноября – 70 лет (26.11.1950)
назад pодился Анчуков Иван Алексеевич (26.11.1950), художник-каpикатуpист, издатель, член Союза журналистов (1994)
27 ноября – 150 лет (27.11.1870)
назад (15(27).11.1870) положено начало истории Воpонежского базового медицинского колледжа
27 ноября – 80 лет (27.11.1940)
назад родился Дроздов Глеб Борисович (27.11.1940–16.12.2000), режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1982).
27 ноября – 70 лет (27.11.1950)
назад родился Михин Александр Владимирович (27.11.1950), мастер по художественной обработке дерева,
Подробнее»
Контакты ГБУК ВО «ВОУНБ им. И. С. Никитина» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина, 2 Тел., факс: +7 (473) 255-05-91 E-mail: vounb@govvrn.ru       Схема проезда

Стендаль А. «Красное и чёрное»

Стендаль А. «Красное и чёрное» – 190 лет (1830)

Фредерик Стендаль – одна из самых значимых фигур в мировом литературоведении. Он является не только автором романов, биографий, афоризмов и цикла путевых заметок по Италии, посвящённых различным областям жизни, но и основоположником «психологических романов», когда реализм начал обращаться к состоянию внутреннего мира обычного человека с собственными проблемами.
Мари-Анри Бейль (таково настоящее имя писателя) родился в 1783 году в небольшом городке Гренобль на юго-востоке Франции. Его отец Шерюбен Бейль был адвокатом. Мать Генриетта Бейль умерла, когда мальчику было всего 7 лет. Воспитание сына легло на плечи отца и тёти. Но с ними не сложились тёплые доверительные отношения. Наставником и воспитателем будущего знаменитого французского писателя стал дедушка Анри Ганьон. В местную центральную школу мальчик пришёл с обширным багажом знаний. Домашнее образование, данное дедом, было настолько хорошим, что Мари-Анри проучился в ней всего 3 года. В школе он большое внимание уделил латыни, точным наукам и философии. Кроме того, он внимательно следил за Великой французской революцией и укреплением Наполеона Бонапарта.
В 1799 году Стендаль покидает школу и едет в Париж. Его целью изначально было поступление в Политехническую школу, но идеи революции не покидали разум. Поэтому юноша уходит на службу в армию, где получает звание сублейтенанта. Через некоторое время благодаря родственным связям его переводят в Италию. С этого времени начинается любовь к этой стране, которая пронесётся через всю жизнь и станет одной из главных тем творчества писателя.
В своё время Мари-Анри посещает Германию и Австрию. Каждая поездка ознаменовывалась ведением заметок, в которых подробно описывались искусство, особенно музыка, живопись и стихи. Третья часть этих записок была безвозвратно утеряна при переправе через Березину.
В 1812 году Анри принял участие в русской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва, хотя собственно боевого опыта у него не было.
После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов, подаёт в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Так появился псевдоним, на деле являющийся родным городом немецкого искусствоведа Иоганна Винкельмана – Штендаль.
За время жизни в Италии Стендаль успел приблизиться к обществу карбонариев. Но из-за преследований пришлось срочно возвращаться на родину. Сначала дела шли плохо: за писателем закрепилась сомнительная репутация, поскольку до Франции дошли нелицеприятные слухи о дружбе с представителями карбонариев. Писателю пришлось вести себя как можно осторожнее, чтобы продолжать литературную деятельность. В 1822 году в свет выходит книга «О любви», меняющая представление о личности писателя. Дебютный реалистический роман «Арманс» был опубликован в 1827 году, а через пару лет – новелла «Ванина Ванини», рассказывающая о запретной связи дочери итальянского аристократа и арестованного карбонария.
В 1830 году Стендаль пишет один из самых знаменитых своих романов – «Красное и чёрное».
«Красное и чёрное» – вершина творчества писателя. Рядовой случай из криминальной хроники, положенный в основу романа, стал под рукой тонкого психолога и блестящего стилиста Стендаля человеческой драмой высочайшего накала и одновременно социальным исследованием общества.
Главный герой романа – молодой человек из небогатой семьи по имени Жюльен Сорель. Умный от природы, настойчивый и не лишённый таланта юноша задыхается в рамках своей мещанской семьи. Наступило время постнаполеоновской Франции – время реставрации и «вялости» во всех отраслях жизни тогдашнего общества. Жюльен мечтает о славе, о высоком положении в свете, но человеку из простой семьи дорога туда закрыта. Ещё пятнадцать лет назад молодой человек мог в тридцать лет стать полковником, а в сорок — маршалом. Сегодня же для этого нужен дворянский титул, связи и деньги. Делая карьеру, Жюльен следовал холодному расчёту, но в глубине души всегда спорил с самим собой, разрываясь между честолюбием и любовью. Это и сыграло роковую роль в его судьбе, тщеславным мечтам не суждено было осуществиться.
Роман прошёл незамеченным. Публика никак не отреагировала на произведение, которое через полвека заняло место на «золотой» полке величайших романов человечества. Критика скупо и лениво попеняла автору за безнравственность и клевету на молодое французское поколение, отметила «в характере Жюльена… монструозные черты, в которых каждый признает типичность, но которые внушают отвращение» и замолкла на многие годы. Писатель, видимо, и не ожидал другого, т.к. презирал читающую толпу и признавал только мнение писателей. При его жизни «Красным и чёрным» восхищались О. Бальзак, И. Гете, П. Мериме, Ш. Сент-Бев, В. Гюго, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский.
До сих пор литературоведы не могут прийти к единому мнению о том, какой смысл вложил автор в название романа «Красное и чёрное». Сам Стендаль этого не объяснил. Некоторые исследователи полагали, что имеется в виду красное и чёрное поле рулетки: роман говорит об игре случая, о человеческой судьбе, поставленной на кон (выигрыш – возвышение, проигрыш – гибель). Но Жюльен Сорель – не игрок, он человек волевой, сознательно идущий к намеченной цели. Жюльен не доверяет случаю, он трудолюбив и расчётлив, азарт и риск мало присущи его натуре. Нет, рулетка вряд ли может быть главным символом романа.
Возможно, чёрный цвет – это цвет сутаны, в которую хочет облачиться герой, чтобы добиться положения в обществе и богатства. Тогда красный цвет должен символизировать цвет военного мундира революционных и наполеоновских войск, о котором самозабвенно мечтал опоздавший родиться сын плотника. Но, по свидетельствам историков, ни революционная, ни наполеоновская армия никогда не была одета в красные мундиры. И вообще, красный цвет в то время ещё не был символом революции. Название романа таит в себе множество значений, и каждый читатель волен самостоятельно разгадывать эту загадку, задумываясь над историей жизни и смерти Жюльена Сореля.